Новости

Чиновники обсуждают запрет на размещение рекламы юрлиц в западных сервисах для давления на них

Российские депутаты и ведомства рассматривают возможность давления на финансовые потоки западных сервисов, запретив российским юридическим лицам закупать у них рекламу, пишет «Коммерсант». По данным издания, обсуждается два варианта реализации меры: запретить размещать рекламу только ведомствам и госкомпаниям или всем юридическим лицам.

Инициатива, в частности, обсуждалась 15 апреля на заседании комитета Госдумы по информполитике, о ней сообщал глава Минцифры Максут Шадаев, уточняет «Коммерсант».

В разработке новых мер российские чиновники ориентируются на опыт Франции и Турции. Последняя 19 марта ввела запрет для компаний на рекламу в Twitter и пригрозила начать замедлять трафик ресурса, если тот не откроет представительство в стране.

Ранее, 28 января, президент Владимир Путин поручил правительству до 1 августа представить предложения по дополнительным требованиям к иностранным интернет-компаниям.

По данным «Ъ», речь идет о том, чтобы обязать тех, у кого большая аудитория, регистрировать в России дочерние структуры или представительства. Под требования могут попасть Google, Facebook, Booking, Amazon и другие сервисы.

В марте стало известно, что правительство планирует к концу года создать в России систему «цифрового резидентства» для иностранных компаний и бизнеса из IT-сферы. Инициатива содержится в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

По данным исследования Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) и Prognosis, в 2018 году объем госзакупок услуг в соцсетях госорганами и компаниями с госучастием составил 6–8 млрд руб.

Среди самых популярных площадок — Instagram (доля 23,6%), Facebook (22,4%) и «ВКонтакте» (20,1%). Следом идут YouTube и «Одноклассники». Больше всего госзаказчики тратят на рекламу на этих площадках, остальная часть средств идет на аналитику и SMM.

В 2020 году, по данным АКАР, затраты рекламодателей на интернет-рекламу в России составили 253 млрд руб., показав рост на 4%. Если опираться на оценки, Google мог заработать на рекламе в России в 2020 году более 63 млрд руб., Facebook — 5–8 млрд руб.

В целом же на долю иностранных игроков может приходиться более 50% рынка цифровой рекламы, говорил глава комитета Госдумы по информполитике Александр Хинштейн.

Эксперты признают, что запретить госорганам и госкомпаниям закупать рекламу в иностранных сервисах будет несложно. Например, так как все закупки идут через тендеры, ФАС и иные контролирующие органы могут отслеживать намерения госорганов по покупке рекламы на иностранных ресурсах, говорит управляющий директор Amplifi (входит в группу Dentsu) Андрей Яковицкий.

Запрет также можно установить посредством внесения правок в документы, регламентирующие деятельность госкорпораций, полагает директор по медиазакупкам GroupM Михаил Елисейкин.

Помимо этого, можно попробовать блокировать платежи в адрес иностранных компаний по ключевым словам, добавляет советник практики IP/IT Tomashevskaya & Partners Роман Янковский.

Эксперты пока расходятся в оценке реальной силы этих инструментов. Однако в случае успешного применения от них могут пострадать не столько сами западные сервисы, сколько их российские клиенты.

Наибольшую пользу от ограничений Facebook и Instagram могут извлечь «ВКонтакте» и «Одноклассники». Тем не менее, по мнению собеседника «Ъ», несмотря на широкий круг альтернативных российских площадок, можно ожидать роста цен на рекламу.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев уверен, что Google и другие сервисы «вряд ли много потеряют», а российский бизнес, использующий иностранные интернет-ресурсы, пострадает значительно. «Технологические гиганты также получат экономический урон, но он затронет и российскую экономику, а бюджет недосчитается налогов», — предупреждает эксперт.

В целом запрет существенным образом не повлияет на бизнес иностранных соцсетей в России, если затронет только госзаказчиков, уточняет директор по маркетинговым технологиям OMD OM Group Сергей Ефимов.

«Если же запрет затронет и малый бизнес, это нанесет уже серьезный урон иностранным социальным сетям», — полагает эксперт. Но еще больший урон, подчеркивает он, это нанесет самому малому бизнесу, который часто построен на привлечении клиентов через соцсети.