Новости

Потом, кровью и увольнениями. Как создавалась Tesla Model 3

Фото: GettyImages

Весной 2016 года Илон Маск объявил о том, что скоро компанией Tesla будет представлен новый автомобиль эконом-класса, который можно было зарезервировать всего за тысячу долларов. К концу недели количество заявок на предзаказ автомобиля, который получил название Model 3, перевалило за 300 тысяч. Wired рассказал, как в авральном режиме велась работа над созданием и налаживание выпуска автомобиля — и какую роль в этом играла фигура Илона Маска, авторитарного топ-менеджера.


Все сотрудники, с которыми беседовал Wired, предпочли остаться анонимными, так как разглашение любых сведений о происходящем в Tesla противоречит договору о неразглашении (Non-disclosure agreement). Tesla известна своим строгим подходом к неразглашению данных: ее сотрудникам запрещено давать какие-либо интервью вообще, а  договор о неразглашении подписывают даже те, кто посещает фабрику Tesla в составе экскурсии.

Model 3 должна была стать первым по-настоящему массовым автомобилем Tesla: цель, намеченная Маском — производство 5 тыс. автомобилей в неделю. На тот момент Tesla производила около 3 машин в день.

По воспоминаниям одного инженера, последний год перед увольнением он практически жил на фабрике, работая без выходных и минимум по 13 часов в день. Субботним утром в октябре 2017 года, когда он находился на своем рабочем месте, к нему неожиданно подошел Маск. «Эй, парень, эта штука не работает!», — крикнул он, указывая на производственный станок. «Это ты сделал?» Инженер переспросил: «Вы имеете в виду, запрограммировал машину? Или спроектировал деталь?». Маск покраснел и гневно отчеканил: «Это ты сделал?» Инженер дал понять, что не понимает, о чем речь. «Идиот», — ответил Маск и продолжил свою прогулку по фабрике. Через несколько минут к инженеру подошли сотрудники завода и сообщили, что он уволен. «Так распорядился Илон».

Той осенью Маск уволил около 700 сотрудников — под предлогом «низкой производительности». Он совершал неожиданные визиты на фабрику с проверками, заставая сотрудников врасплох и требуя от них ответа касательно того, почему возникают те или иные технические проблемы. При этом, чтобы разозлить Маска, его не нужно было даже переспрашивать, как это сделал молодой инженер. Илон мог вспылить от любой мелочи — особенно если это касалось малейшего отступления от его требований. Так, он не переносил резких запахов и сотрудники при встрече (или вероятности встречи) с ним должны были не использовать парфюмерию.

Маск принуждал работников, которые и без того шутили насчет того, что работа в Tesla — это не типичная офисная работа с 9 до 5, работать еще больше. 10, 12 часов не были пределом. Одновременно он посещал эфиры телепередач и подкастов, где каждый раз совершал мини-сенсацию своими резкими заявлениями и поступками.

Собеседники Wired, бывшие и настоящие сотрудники Tesla, констатируют, что «абсолютно у всех сотрудников были очень нездоровые отношения с Маском». Вместе с этим они описывают его как харизматика, визионера, гения. «Ты мог готовить доклад, представить его Илону и тут он задавал такой вопрос, который заставлял тебя понять, что ты вообще не с того угла рассматривал проблему», — отмечает бывший CEO Solar City, дочерней компании Tesla.

Он вспоминает, как в середине 2000-х годов, когда проектировалась Model S, Маск настаивал на том, чтобы у нее были выдвижные ручки. Они должны были реагировать на радиосигнал ключа от машины и выдвигаться при приближении водителя или пассажира. Это создало массу проблем на уровне проектирования. Однако позже выдвижные ручки стали не только отличительным знаком Tesla, но и мощным символом эпохи. «Это дарит тебе абсолютно футуристическое чувство, практически ощущение эмоционального единения с машиной», — добавляет бывший управляющий Solar City.

«Маск превратился из гика в рок-звезду», — отмечает бывший топ-менеджер Tesla. Переломным моментом для него стало начало предзаказов на Model 3. Понимая, что Tesla не успевает выпускать необходимое количество автомобилей, Маск ужесточил режим в компании. Сотрудники вспоминают, что «каждый день приходили на работу с полной готовностью к тому, что это может стать их последним днем там». Маск часто выступал с вдохновляющими речами, говоря о том, как он мечтает изменить жизнь человечества к лучшему. «Илон заботится о судьбе миллиардов, при этом ему абсолютно плевать на судьбу конкретного человека», — замечает один из бывших сотрудников. 28 июля 2017 года на заводе Tesla во Фримонте была организована масштабная пресс-конференция, названная Model 3 Handover Party (вечеринка в честь начала продаж Model 3). На ней он заявил, что Tesla пережила «шесть месяцев производственного ада». «Это будет непросто, но результат будет стоить того», — добавил он. Маск выглядел уставшим и раздраженным, вспоминают участники пресс-конференции.

Он стал все чаще позволять себе откровенность. Отвечая на пользовательский твит он признался, что его жизнь — это сочетание достижений, обидных поражений и постоянной агонии. Иногда он вел себя откровенно эксцентрично — например, настаивая на том, чтобы сотрудники посмотрели отрывок из «Монти Пайтон» прямо во время собрания. Расставания с девушками тоже не придавали ему сил: как-то Маск признался, что «никогда не сможет быть счастливым, если будет один». На какое-то время у Маска появилась ассистентка, которая сразу понравилась всем. Но долго она не выдержала.

К концу 2017 года наконец-то удалось наладить сборочную линию Model 3. В письме, которое получили сотрудники летом 2018 года, говорилось, что за неделю компания произвела 5031 автомобиль. «Мы стали настоящим автоконцерном», — говорил Маск в письме.


Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews