Новости

23% крупных компаний планируют повысить цены на свою продукцию

Доля крупных компаний, которые хотят повысить отпускные цены, в III квартале выросла до 23% (в прошлом квартале показатель был 13,7%). Об этом сообщает РБК. Издание ознакомилось с результатами мониторинга Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

Каждая пятая крупная компания планирует повысить отпускные цены для сохранения эффективности работы. В I квартале 2022 года после начала «военной спецоперации» и введения санкций показатель составлял 35%. В 2023 году количество заявивших о поднятии цен с июля — 13,7% — выросло до 23%.

О возможном снижении цен в текущих условиях заявил только один респондент, говорится в мониторинге. По данным Росстата, по итогам сентября цены производителей промышленных товаров выросли на 4,7% к августу и на 16,7% в годовом выражении. Наибольшее увеличение зафиксировали в добыче полезных ископаемых — на 11% к предыдущему месяцу и на 41,2% к сентябрю 2022 года.

По словам директора ИНП РАН Александра Широва, желание компаний поднять цены связано с ослаблением курса рубля: «Дело не в курсе самом по себе, а в том, что он начал транслироваться в цены, раскручивая инфляцию». Влияние также оказало ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ: в связи с повышением ключевой ставки у бизнеса растут издержки на финансирование оборотного капитала, пояснил Широв.

,

Кроме этого, увеличилась доля компаний, планирующих сократить траты на персонал, — с 5% в июле до 17% в октябре, следует из мониторинга. В основном организации планируют сократить наем сотрудников. В летний период на фоне дефицита кадров наблюдался рост зарплат, однако к осени часть компаний поняла, что слишком повысила планку, рассуждает Широв. «Бизнес не радует увеличение доли фонда оплаты труда в структуре затрат», — добавил он.

В РСПП зафиксировали снижение интереса предприятий к разработке программ импортозамещения: доля респондентов, планирующих этим заниматься, снизилась с 32% во втором квартале 2023 года до 29% в третьем.

В сентябре бизнес обратился к Минфину с просьбой поднять минимальные цены на водку на 7%, до 301 руб. с 2024 года. Причины — растущие акцизы и удорожание импортных материалов и логистики. В обращении говорится, что повышение минимальных цен поможет избежать продаж товаров ниже себестоимости и сократить риск уменьшения объемов производства.