По оценке сервиса «Тинькофф Касса», 30 декабря, когда традиционно совершается наибольшее число предновогодних покупок, траты россиян могут снизиться на 24% и опуститься до минимальных значений за последние пять лет. Аналитики объясняют это снижением расходов, уходом иностранных брендов и менее активными сезонными распродажами.
30 декабря, когда традиционно совершается наибольшее число предновогодних покупок, россияне могут потратить на 24% меньше, чем год назад в этот день, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование «Тинькофф Кассы». По прогнозам сервиса, расходы в этот день могут снизиться до минимума за последние пять лет.
Последний раз траты россиян 30 декабря снижались перед 2019 годом — на 4% год к году. Аналитики отметили, что весь 2022 год в России наблюдался тренд на снижение расходов граждан. Для сравнения: в 2019–2021 гг. 30 декабря россияне тратили в среднем на 68% больше, чем в обычные дни, а в этом году предновогодние расходы будут выше стандартных на 44%.
«Тех, кто готов увеличить расходы на праздник, в этом году стало меньше, а тех, кто собирается их сократить, — больше», — подтвердили в ВТБ. В «Ленте» отметили, что расходы, например, на икру или игристые вина не снизились, но покупатели могут экономить на украшениях, пиротехнике и подарках.
Руководитель направления макроэкономического анализа X5 Group Илья Федоров считает, что покупки подарков потребители могут отложить на выходные перед праздниками, а также перенести в онлайн, что сегодня требует времени из-за повышенной нагрузки на курьеров в последние недели декабря.
Что касается торговых центров, по данным компании, Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. кв. м) в ТЦ Москвы 19–25 декабря вырос относительно предыдущих семи дней на 9%. При этом по сравнению с аналогичным периодом 2021 года показатель оказался ниже на 11%, а относительно конца декабря 2019 года — на 26%.
Настроение покупателей связано не только со стремлением к экономии, но и со снижением ассортимента магазинов из-за ухода зарубежных брендов, рассуждает руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев. Кроме того, предновогодние распродажи в этом году менее активны.
Узнайте больше
Аналитики оператора фискальных данных «Первый ОФД» выяснили, что траты россиян на подготовку к Новому году в декабре упали на 17%, до 1,8 млрд руб. Расходы на елки сократились на 31%, до 133 млн руб., на елочные игрушки — на 36%, до 290 млн руб., на гирлянды — на 21%, тоже до 290 млн руб. Траты на шампанское составили 225 млн руб. (-20%), на мандарины — 590 млн руб. (+7%), на икру — 3,8 млн руб. (спад почти вдвое).