Новости

Правительство решило обязать иностранные IT-компании открывать представительства в России

Правительство планирует к концу года создать в России систему «цифрового резидентства» для иностранных компаний и бизнеса из IT-сферы, пишет «Коммерсант». Такая инициатива содержится в плане поддержки IT-отрасли, который находится на согласовании в аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

В перечне ответственных за реализацию инициативы указаны Минцифры, Федеральная налоговая служба (ФНС), Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФСБ. В Минцифры изданию сообщили, что предложение будет обсуждаться на совещании в правительстве 18 марта. В ФТС сказали, что «пакет изменений в стадии разработки». В ФНС и ФСБ не ответили на запрос.

В ходе создания системы «цифрового резидентства» планируется принять законопроект, который обяжет крупные иностранные компании (с аудиторией более 100 тыс. пользователей на территории России) регистрировать юридические лица в России и платить налоги на территории страны, пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией.

Собеседник издания отмечает, что в проекте будет предложено несколько вариантов регистрации: дистанционно в личном кабинете ФНС либо путем создания дочерних обществ совместно с российскими компаниями. В последнем случае нести ответственность за иностранную компанию будет российский представитель её товарного знака.

После принятия проекта у иностранных сервисов будет месяц, чтобы подать заявку на регистрацию, в противном случае им могут грозить «санкции».

По словам председателя комиссии Московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александра Журавлева, такая мера необходима, чтобы обеспечить равные условия исполнения законодательства для иностранных и российских компаний, работающих на территории России.

В отличие от иностранных, российские компании обязаны платить НДС, такое неравенство заставляет их регистрироваться за рубежом, отмечает эксперт. В их числе, например, «Яндекс» и Telegram.

Под требования готовящейся инициативы могут подпасть, например, Google и Facebook, которые зарабатывают в России на рекламе, считает заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин.

По его словам, также в этот список могут войти агрегаторы услуг, формирующие значительную выручку в России, например Booking и Amazon, а также контентные и игровые сервисы, например Wargaming.net и Steam, владельцы мессенджеров, социальных сетей и магазины приложений.

За несоблюдение требования по регистрации юрлиц в России иностранным компаниям могут, например, запретить размещаться в магазинах приложений для российской аудитории и размещать рекламу госорганов и компаний с госучастием, пишет «Коммерсант».