По словам инсайдеров, поддельные произведения искусства не часто становятся известны из-за риска для репутации галерей и аукционных домов. Дилеры говорят, что у них есть «чуйка», когда они опасаются, что работа может быть подделкой, сообщает CNBC. Художественные подделки встречаются чаще, чем кажется, но истории о них часто остаются в тени.
Так считает юрист Хелен Малкэхи, партнер юридической фирмы Fieldfisher, которая специализируется на проблеме мошенничества в сфере искусства. «Они часто не становятся достоянием гласности, — сказала Малкахи в интервью CNBC. — Репутация на рынке искусства так важна, что немногие люди любят обращаться в суд». Дела часто решаются в частном порядке, в том числе из-за «фактора неловкости» для покупателя.
Малкахи консультирует состоятельных клиентов по вопросам проверки, которую им необходимо пройти при покупке произведений искусства, включая атрибуцию и происхождение, — а именно, кто владел произведением искусства, когда и где оно переходило из рук в руки. Такая информация подробно изложена в протоколах выставок, аукционных каталогах, сертификатах и других документах.
«В провенансе также должны быть указаны носитель, размеры, дата создания. И иногда это не художник — это может быть приписано художнику, это может быть школа, круг общения, так что будет несколько уровней», — говорит Малкэхи.
Проверка происхождения относительно проста на первичном рынке, где коллекционеры покупают работы у студии или представителя живого художника, но не так проста на вторичном рынке, где речь идет о перепродаже работ.
Том Рут, художник и дилер, более десяти лет, до 2017 года проработавший в элитном аукционном доме Christie’s, говорит, что часто сталкивается с подделками. «Я вижу их постоянно. Знаете, сейчас я могу зайти на сайт аукциона и буду в состоянии определить подделку. Они повсюду», — сказал он. Работа в аукционном доме была отличным опытом для него.
Он также говорил, что у него есть чувство подделки, и это мнение разделяет дилер современного искусства Джек Робертс. «Вместо того чтобы считать произведение искусства законным, вы должны быть в состоянии доказать его подлинность. При покупке все, что кажется «не совсем правильным», даже если оно незначительно, остановит меня», — сказал Робертс.
«Там, где речь идет о дорогостоящих предметах (искусство/мода/ювелирные изделия, и т. д.), обязательно найдутся люди, которые попытаются заработать деньги обманным путем, — сказал Робертс. — И если художник был плодовит и имеет большой рынок, подделки будут встречаться чаще».
Адам Шимански, консультант и исследователь в области искусства, работающий в Торонто (Канада), говорит, что в арт-индустрии при заключении сделок проводится множество экспертиз для установления подлинности работ. Тем не менее циркулирует серьезное количество неаутентичных работ, особенно умерших художников, рассказывает он.
В случае с коренным канадским художником Норвалом Морриссо, которого называли «Пикассо Севера» (умер в 2007 году), фальсификаторы были очень плодовиты. В прошлом году более 1 тыс. поддельных картин были изъяты полицией Онтарио после длительного расследования, которое привело к аресту и приговору Гари Ламонту, курировавшему их производство.
Согласно отчету журнала Smithsonian, прибыль, полученная Ламонтом и другими, может достигать $100 млн. Шимански говорит, что скандал «подкосил» рынок искусства Морриссо: за его работы регулярно дают около $40 тыс., но несколько работ «сопоставимого» художника Жан-Поля Риопеля были проданы на аукционе более чем за $1 млн.
«На рынке, как вы понимаете, царит страх, потому что никто не хочет покупать неаутентичные работы. Люди в замешательстве», — говорит Шимански. Фрея Симс, исполнительный директор LAPADA, Ассоциации дилеров искусства и антиквариата, говорит, что ей приходилось видеть подделки как в музеях, так и в частных коллекциях, но, по ее мнению, их распространенность меньше, чем можно было бы подумать.
«Истории, которые попадают в печать, — это либо сенсации, либо случаи, когда в руки переходят большие деньги, но на самом деле нет смысла тратить время на подделку чего-то относительно малоценного», — сказала она.
«Ошибки могут быть допущены, когда дилер широкого профиля продает что-то, относящееся к более редкому направлению», — добавила Симс. По ее словам, LAPADA, наряду с другими организациями, организует ярмарки, на которых работы проверяются на подлинность, состояние и правильность маркировки, прежде чем они попадают на выставку.
По словам Симс, случаются и ошибки в атрибуции. Картина Питера Пауля Рубенса «Резня невинных» начала XVII века была ошибочно каталогизирована в XVIII веке и приписана менее известному Яну ван ден Хокке.
Аукционный дом Sotheby’s определил, что это Рубенс, и в 2002 году картина была продана за $76,7 млн — на тот момент это была самая высокая цена за картину старого мастера на аукционе. «Атрибуция художника может меняться со временем, и это не обязательно связано с подделкой — это мог быть специалист в прошлом, который оценил картину и дал ей неправильное описание», — говорит Симс.
Ранее нейронная сеть ИИ определила нечто необычное в лице на картине Рафаэля: на самом деле оно не было написано Рафаэлем. Лицо, о котором идет речь, принадлежит святому Иосифу, изображенному в левом верхнем углу картины, известной как «Мадонна делла Роза».