Российские EdTech-компании фиксируют отток учеников, рассказали «Ведомостям» участники рынка. В среднем продажи курсов упали в моменте на 30%, оценивают в аналитическом агентстве Smart Ranking.
Наибольшее снижение фиксируют в сегменте дополнительного профобразования (ДПО) — в зависимости от компании оно достигает от 20 до 50%, рассказали топ-менеджеры «Нетологии», EdPro и Ultimate Education (XYZ School, Bang Bang Education и др.).
В «Нетологии» рассказали о падении продаж на 50%, больше всего снизился спрос на курсы интернет-маркетинга. «В один день перестали быть актуальны программы обучения, которые включают работу с социальными сетями, настройкой контекстной и таргетированной рекламы», — сказала ее гендиректор Марианна Снигирева.
В EdPro зафиксировали падение продаж до 40% во всех направлениях ДПО, кроме нутрициологии. Совокупная выручка онлайн-школ Ultimate Education упала на 20–25%. В Skillbox Holding и «Яндекс.Практикуме» отказались от комментариев.
Среди основных причин оттока учеников — проблемы с получением потребкредитов и рассрочек в банках, говорят в EdTech-компаниях. Cтавки по ним выросли в 3–5 раз после повышения ключевой ставки ЦБ до 20%. Процент одобрений тоже снизился — раньше кредитные заявки учеников онлайн-школ проходили одобрение в 70–75% случаев, сейчас — в 30–40%.
Ultimate Education на кредиты и рассрочки приходится до 40% продаж, у EdPro этот показатель составляет 40–50% выручки, у «Нетологии» доля оплат в кредитах раньше находилась в пределах 50%, а сейчас упала до 10%.
Еще одна причина падения продаж — проблемы с оплатой курсов жителями других стран после приостановки работы Visa и Mastercard. У опрошенных изданием компаний каждый пятый ученик — иностранец.
Отключение рекламы на крупных платформах и блокировка зарубежных соцсетей также сильно повлияли на количество клиентов. Оставшиеся доступными в России рекламные инструменты могут заменить максимум 30–40% тех возможностей, которые давали Google, YouTube, а также Facebook, Instagram (входят в Meta, признана в России экстремистской организацией и запрещена) и TikTok, считает директор по инвестициям корпорации «Синергия» Сергей Четвериков. Эксперт прогнозирует, что в целом по отрасли затраты на интернет-маркетинг упадут минимум на 40–50%.
По данным Smart Ranking, в 2021 году EdTech-рынок в России вырос на 70%, до 73 млрд руб. На сегмент ДПО пришлось 32,8% рынка (около 24,2 млрд руб.).