В 2022 году российский рынок умных колонок с голосовым помощником вырос в 2,3 раза относительно предыдущего года. Подавляющее большинство продаж пришлось на продукцию «Яндекса», который как раз представил новинки в прошлом году.
За 2022 год в России продали 3 млн умных колонок с голосовым помощником, что в 2,3 раза больше прошлогоднего результата и в шесть раз выше показателей 2020-го, сообщил «Ведомостям» руководитель бизнес-юнита «Развлечения и гаджеты» группы «М.видео-Эльдорадо» Сергей Сухоруков. Эту оценку подтвердил замдиректора по стратегическому развитию группы «F+ tech-Марвел» Станислав Солтицкий.
По данным обоих экспертов, сумма проданных колонок составила около 24 млрд руб., а средний чек — почти 8 тыс. руб. Треть всех проданных устройств россияне приобрели в декабре. Самыми популярными устройствами стали модели от «Яндекса»: их доля составила на рынке 89%, следом идет VK с 9% и «Сбер» с остальными брендами с 1% рынка. В «Мегафоне» рассказали, что в их сети высоким спросом пользовались устройства от «Яндекса» (90% продаж), JBL и Xiaomi.
Рост продаж умных колонок зафиксировали также на Ozon — там они выросли в два раза по сравнению с 2021 годом, в «Ситилинке» – в 1,5 раза. В последнем средняя стоимость устройств увеличилась на 15% преимущественно из-за новинок «Яндекса», появившихся в 2022 году, уточнил руководитель группы закупок аксессуаров и сетевого оборудования «Ситилинка» Денис Чернов. Представитель «Яндекс.Маркета» сообщил, что продажи умных колонок в денежном выражении по итогам 2022 года выросли более чем в четыре раза.
Продажи умных колонок выросли и в розничных сетях операторов. Так, в «Теле2» умные колонки стали самой быстрорастущей категорией в 2022 году: их продажи в штуках выросли на 390%, а в денежном выражении — на 218%. У МТС продажи в 2022 году по сравнению с предыдущим выросли на 45% в штуках, у «Мегафона» — на 24%, у «Билайна» — на 10% в деньгах, рассказали представители операторов.
Руководитель «Алисы» и умных устройств «Яндекса» Сергей Мельник рассказал, что компании удалось за 2022 год реализовать более 2 млн «Яндекс.Станций». Эксперт ожидает, что продажи увеличатся в 2023 году, но темпы будут снижаться по мере насыщения рынка. Коммерческий директор направления «Умные устройства» в VK Павел Королев рассказал, что аудитория умных устройств VK за прошлый год выросла приблизительно в 2,5 раза.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет высокую долю рынка, занятую «Яндексом», тем, что компания продает ее в составе пакета с подпиской. Эксперт называет это решение «Яндекса» оптимальным, так как это развивает экосистему и монетизирует производство колонок. Бурмистров предполагает, что совокупное количество действующих колонок к 2023 году вырастет до 9–9,5 млн шт.
Основатель Just AI Кирилл Петров называет рост продаж умных колонок закономерным явлением, так как российский рынок далек от насыщения и массовый спрос на эту продукцию только начал формироваться. К тому же продукт активно продвигают IT-компании, он недорогой, его часто используют в качестве подарка, у него постоянно расширяется и модернизируется функционал.
Узнайте больше
Российские магазины электроники сообщили о восстановлении продаж игровых консолей в конце 2022 года: покупки увеличились в том числе благодаря предновогодним распродажам, а в Wildberries отметили рост интереса к ретро-приставкам.