Новости

Продажи потребительской электроники в России сократились на треть

Продажи смартфонов, наушников и другой потребительской электроники в России упали на треть в денежном выражении за первые месяцы 2023 года. Место ушедших западных брендов всё активнее занимают китайские компании, и этот тренд будет нарастать, считают эксперты.

Что случилось

Продажи потребительской электроники — смартфонов, наушников, гарнитур, и т. д. — сократились за первые месяцы 2023 года на 11–12% в штуках и на 32–40% в деньгах, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на поставщиков и производителей электроники.

По данным Holodilnik.ru, за первые семь недель 2023 года рынок упал на 11,4% в штуках и на 30% в деньгах. Самое заметное падение продаж в денежном выражении наблюдается у Apple и Samsung — на 18% и 35% соответственно. Продажи смартфонов в январе снизились в штуках на 13%, до 2,3 млн устройств, а в деньгах — на 43%, до 50 млрд руб.

Бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк подтверждает эту оценку: по его данным, за восемь недель 2023 года продажи потребительской телекоммуникационной электроники упали на 12% в штуках и на 32,5% в деньгах.

Почему это важно

Рынок все еще не восстановился после падения в 2022 году, несмотря на налаживание поставок по параллельному импорту и появление новых брендов, считают собеседники «Коммерсанта». «По итогам первых полутора месяцев спрос все еще находится ниже уровня начала 2022 года, но мы видим постепенный тренд на восстановление», — комментируют в «М.Видео-Эльдорадо».

В 2023 году и как минимум еще два года российский рынок смартфонов не сможет вернуться на уровень 2021 года, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.

На этом фоне эксперты отмечают заметный рост присутствия в России китайских брендов, считая, что они займут значительную долю рынка. Так, за восьмую неделю 2023 года было продано более 26 тыс. устройств китайской компании Oppo, тогда как за аналогичный период прошлого года — всего 7 тыс., приводит цифры бизнес-аналитик ГК «F+ tech-Марвел» Артур Махлаюк. По подсчетам Дениса Кускова из TelecomDaily, в 2023 году всего в России продадут 26 млн смартфонов, что на четверть больше, чем в предыдущем, но в этот раз большинство покупок составят китайские бренды, продукция которых дешевле премиального американского и южнокорейского сегментов.

Контекст

Из-за начала «спецоперации» России на Украине ряд зарубежных производителей электроники, в том числе лидеры отрасли Apple, Samsung, Dell, прекратили в страну поставки своей продукции, что привело к укреплению позиций брендов из Китая. Сильнее всего спрос на потребительскую электронику упал во II квартале 2022 года из-за дефицита поставок, заявил «Коммерсанту» представитель «Ситилинка».