Глава Netflix Рид Хастингс объясняет успех компании отказом от бюрократии и строгой политики в офисе. Именно такой подход, как считает предприниматель, позволил Netflix еще до пандемии пережить несколько кризисов и комфортно перейти на удаленку во время локдауна. По его словам, «неудобные изменения» будут происходить всегда, но они несут новые возможности для компаний. Он рассказал о нескольких уроках, которые бизнесу следует извлечь из коронакризиса.
По словам предпринимателя, пандемия заставила мир неожиданно адаптироваться к новым условиям. Кризис, который заставил миллионы людей перейти на удаленку, привел к тому, что компании были вынуждены ослабить контроль сотрудников и предоставить им большую свободу и гибкость.
Такие подходы, как подчеркивает Хастингс, применялись в Netflix на протяжении последних двух десятилетий, и именно они позволили компании выжить. За это время компании пришлось пережить несколько трансформаций, перейдя от DVD-дистрибуции к стримингу и наконец, к лицензированию шоу и фильмов и их производству.
«Способность Netflix конкурировать в отрасли, претерпевающей фундаментальные изменения, с более крупными конкурентами связана с необычайной степенью независимости, которую мы предоставили сотрудникам на всех уровнях. Мы называем это свободой и ответственностью, ― отмечает Хастингс. ― Мы поощряем людей, работающих в Netflix, думать самостоятельно, а не делать то, что их боссы считают правильным».
Для этого, по словам предпринимателя, компания отказалась от правил, которые регламентируют командировки, обязательные рабочие часы и время отпуска. Именно это в том числе позволило тысячам сотрудников безболезненно перейти на удаленку во время локдауна без тотального контроля со стороны топ-менеджмента, отмечает глава компании.
«Дело не в том, что мы [генеральный директор и топ-менеджеры] не могли дать совет; скорее, дело в том, что у самих команд была свобода высказывать свое мнение. У нас нет дресс-кода, но никто не приходит на работу голым», ― говорит Хастингс, добавляя, что считает самым успешным периодом для себя как генерального директора время, когда он не принимает ни единого решения.
По его словам, чтобы выжить в будущем, компаниям стоит принять, что прежние правила мертвы. В отличие от традиционной индустриальной экономики, где главным признавалось массовое производство с минимальным количеством ошибок, сегодня приоритетами являются инновации, скорость и гибкость, подчеркивает Хастингс.
«Сегодня самый большой риск [для компаний] ― не ошибки, а неспособность изобрести новые продукты или изменить направление при смене внешней среды, ― говорит предприниматель. ― Глядя на то, что произошло во время пандемии, становится ясно ― сдвиг уже происходит. Компании выбрасывают старые своды правил, учатся быть продуктивными вне офиса и быстро меняют принципы продаж, переходя в онлайн».
И многочисленные примеры из прошлого показывают, что это извлечь уроки из кризиса вполне реально. Во время эпидемии атипичной пневмонии 2002 года и карантина в Азии произошел бум электронной коммерции. Шеринговая экономика во главе с Uber и Airbnb начала развиваться после финансового кризиса 2009 года, когда люди искали столь необходимые новые источники дохода, добавляет Хастингс.