С 1990-х годов почти половина (чуть более 6950 кв. м) торговых площадей в метро контролировалась тремя компаниями. Такая ситуация не была выгода ни для метрополитена, ни для бизнеса: торговые объекты мешали пассажирам, у торговых точек не было стандарта внешнего вида, а ретейлеры не предоставляли контактной информации и услуг безналичного расчета. Ситуация серьезно изменилась в 2015 году, когда власти Москвы решили снести старые павильоны и установить на их месте новые. О том, кто выиграл из-за сокращения торговых площадей и двукратном росте ставок, рассказывает РБК.
В 2010 году Сергей Собянин сменил Юрия Лужкова на посту мэра российской столицы. Команда нового градоначальника начала развивать метро, а вместе с ним — и торговлю под землей. Сначала мэрия повышала арендные ставки: к 2014 году места для ретейлеров сдавались в шесть раз дороже, чем в 2012 году. Показатель составлял 12,7 тысячи рублей за кв. м. При этом маржинальность посредников упала до 14% с прежних 40%. В 2015 году власти изменили подход к регулированию уличной и подуличной торговли: старые точки решили снести и заменить их новыми.
Теперь павильонами владеет город, а договоры нового типа запрещают отдавать точки третьим лицам. Новые площадки разыгрывают на открытых аукционах, которые проводит департамент по конкурентной политике. Каждый претендент на торговую точку должен внести задаток, а победитель — предоставить банковскую гарантию или 5—10% от суммы договора. Большинство старых договоров аренды завершилось 31 декабря 2015 года, а первые аукционы прошли в мае прошлого года.
С мая 2016 по середину сентября 2017 года Москва разыграла 5,4 тысячи кв. м подземных площадей, на которых теперь находится более 500 торговых точек, что почти втрое меньше, чем сдавалось до торговой реформы (13,3 тысячи кв. м в метро и 1,3 тысячи — в переходах «Гормоста»). В ближайшее время ситуация не изменится: в следующем году метрополитен разыграет 950 кв. м площадей, а «Гормост» — около 700 кв. м.
РБК
«Резкое сокращение площадей привело к ажиотажу среди торговцев. Например, на павильон 8 кв. м на станции метро „Марксистская” претендовали около 100 заявителей, ушел он по цене 800 тысяч рублей в месяц. Судя по информации на сайте единой электронной торговой площадки (ЕЭТП), максимальное превышение начальной цены составило 1405%».
Издание подсчитало, что средняя стоимость аренды квадратного метра в метро по итогам торгов обходится в 40,6 тысячи рублей в месяц. По информации метрополитена, ставки аренды из-за реформы увеличились в 2,5 раза. В РБК отмечают, что бизнес вносит деньги за аренду каждый месяц. Однако договор заключается на пять лет, а из-за досрочного разрыва бизнесу грозят штрафы.
В метрополитене заявляют, что реформа позволила привлечь малый бизнес. При этом основную часть площадей разыграли крупными лотами, для борьбы за которые требовалось несколько десятков миллионов рублей. Самый крупный лот (около 150 торговых точек на 1059 кв. м) выиграла компания «Метроторг» Дмитрия Сидоренко. За пять лет компания заплатит больше 504 млн рублей. По словам предпринимателя, его основной бизнес — розничная торговля в метро, а средства для залога были заемными. Самый дорогой лот (74 точки на 858 кв. м) ушел индивидуальному предпринимателю Александру Цепову, который за пять лет отдаст метрополитену 659 млн рублей.
Дмитрий Сидоренко
владелец компании «Метроторг»
«Я просто решил, что взять сразу один большой лот, а не бороться за несколько мелких, для меня удобнее. Средняя ставка за 1 кв. м в месяц не превышает для меня 7–8 тысяч рублей. Это действительно недорого, получается такая экономия на масштабе: площадь больше, издержек меньше. Но и управлять таким массивом сложнее. Если у тебя десять киосков рядом стоит, не будешь же везде цветы продавать — это экономически бессмысленно. Поэтому приходится подстраиваться, изучать новые сферы торговли. Не могу сказать, что это высокорентабельный бизнес, но если бы это не приносило дохода, я бы не ввязывался».
Реформа полностью изменила ситуацию на рынке: компании, которые раньше агрегировали основную долю площадей ушли с рынка. Так, лидер наземного рынка печатной продукции ГК «Кардос» не выиграла ни одной точки. Глава группы компаний рассказал изданию, что победитель одного из аукционов увеличил стартовую сумму аренды почти в четыре раза.
Московский метрополитен доволен результатами реформы: новые павильоны с широкими витринами стали максимально привлекательными. А в «Гормосте» отмечают, что объекты соответствуют нормам противопожарной и антитеррористической безопасности. В новых договорах с арендаторами прописаны требования к оформлению внешнего вида: контролируется оформление витрин, торгового оборудования, вывесок и логотипов, а также зонирование пространства и дресс-код продавцов.
Некоторые предприниматели уже начали возвращать помещения городу. Однако отказаться можно лишь от всего лота целиком: возвращать только убыточные помещения не получится. Так, в компании «АМО-Пресс» поняли, что точка в пешеходном переходе работала в минус, и вернули помещение. Предприятию пришлось оставить городу внесенный залог, однако это было выгоднее, чем содержать киоск пять лет. По словам гендиректора компании Дмитрия Изюмникова, метрополитен слишком медленно вводит точки в эксплуатацию: компании передали лишь половину из выигранных киосков.
Дмитрий Изюмников
глава «АМО-Пресс»
«Некоторые объекты мы ждем больше полутора лет. Последние аукционы проводились еще до того, как выставленные на конкурс киоски появились физически, — по сути, Метрополитен разыгрывает пустоту».
Всего метрополитен ввел в эксплуатацию 2,5 тысячи кв. м торговых площадей, а «Гормост» — около 700 кв. м. Бизнес начинает платить аренду с момента передачи торгового объекта, но залог замораживается на все время возведения киоска.
Обратной стороной реформы стал рост нелегальной торговли, заявил председатель комитета по экономике московского городского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. По его оценкам, число нелегальных торговцев увеличилось на 10—15%. Работающие точки не справляются с потребностью в недорогих продуктах, которые можно купить по дороге домой.
До реформы предприниматели арендовали у Московского метрополитена и «Гормоста» площади в подземных переходах, устанавливали собственные павильоны и чаще всего сдавали их в субаренду. Это позволяло владельцам павильонов в хороших местах зарабатывать в 7—10 раз больше, чем они тратили. Почти половину торговых площадей в метро с 1990-х годов контролировали три компании: ООО «Дегама» и связанные с ним структуры Льва Кветного (4574,6 кв. м), холдинг «Диалмет» и аффилированные компании (сдавали 1471,9 кв. м в субаренду), а также «Компания Шевалье» (904,4 кв. м).
Подписывайтесь на наш канал в Telegram!