Новости

«Чувство, словно ты политик, замешанный в секс-скандале». Как живут российские стартапы в США после хакерских скандалов

Павел Черкашин, переехавший в Сан-Франциско русский инвестор, решил превратить католический храм в технологичный дворец. Проект, в который он инвестировал $11,5 млн, должен был открыться этой осенью и называться «Хакерский храм» (Hack Temple). Его планам помешал скандал вокруг президентских выборов в США. О том, как международная слава российских хакеров повлияла на жизнь стартапов из России в США, пишет The New York Times.


Новости о том, что Россия пытается повлиять на исход американских выборов, появлялись ежедневно. Теперь иммигрантов из России в Кремниевой долине воспринимают не так, как раньше. Российские инвесторы признаются, что стартапы стали намного осторожнее вести себя в ходе переговоров о финансировании, а инженеры говорят, что американские коллеги изменили свое отношение к ним. По словам адвокатов, после скандала многие IT-компании стали скрывать часть данных от иностранных специалистов. Черкашин тоже столкнулся со сложностями.


павел черкашин

«У нас было много проблем. Наши инвесторы заявили, что название проекта теперь звучит неуместно и мы должны его изменить. Мы — куча русских парней, открывающих «Хакерский храм» посреди Сан-Франциско, пока русских хакеров в новостях называют самыми опасными в мире. Инвесторы сказали, что это невозможно».

У медали есть оборотная сторона: в США резко вырос интерес к IT-специалистам из России. Последнее поколение гигантов Кремниевой долины выросло не без помощи русских — сооснователя Google Сергея Брина и инвестора Facebook Юрия Мильнера. Но интерес, который сейчас проявляют к иммигрантам из России, смешан с подозрительностью. Когда Черкашин предлагает компаниям инвестиции, их руководители, услышав акцент, меняются в лице и стараются выяснить, каким путем он заработал деньги.


павел черкашин

«Чувство, словно ты политик, замешанный в секс-скандале, о котором знают все. И каждый раз, когда такого политика узнают, он видит скептическую улыбку. Именно так я чувствую себя на встречах, когда потенциальные партнеры слышат мой акцент. Меня постоянно спрашивают, честно ли я заработал деньги, я слышу этот вопрос по два-три раза в день. Не думаю, что такое стали бы спрашивать у инвестора из другого региона».

Джулиан Зегельман, адвокат и предприниматель, объясняет, что компании боятся связей с российским правительством. Они опасаются, что потенциальные партнеры втянут их в бизнес, который зависит от властей. «Если бы 10 лет назад вы спросили, что здесь знают о России, вам рассказали бы о Путине, олигархах и нефти. Теперь вам скажут, что Россия — это талантливые хакеры и инженеры», — говорит он.

Пока Черкашин не может ответить, что будет с «Хакерским храмом». Инвесторы требуют, чтобы проект официально сменил название до открытия. Черкашин уже обустроил там восемь комнат с кроватями, гостиную и внутренний дворик с газоном. Волонтеры помогли поменять витражи и починили старый орган, чтобы на нем можно было играть на вечеринках. Украинский художник Евгений Лапченко написал пародию на «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха: вместо старых персонажей на картине Стив Джобс, Сергей Брин и другие. Новое название Черкашин так и не придумал: «Я мог бы назвать его «Храмом стартапов», но это слишком скучно».


Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru