Новости

Минцифры хочет обязать производителей смартфонов сделать «Яндекс» основным поисковиком

Минцифры работает над постановлением, согласно которому с 1 июля 2021 года производители смартфонов, планшетов и компьютеров будут обязаны устанавливать российский поисковик в браузер по умолчанию. Это постановление расширит действие закона об обязательной предустановке отечественных программ на мобильные устройства, пишет «Коммерсант».

Согласно действующему закону, с 1 апреля производители обязаны устанавливать на смартфоны и планшеты приложения Mail.ru Group, «Яндекса», «Лаборатории Касперского», компании «Новые облачные технологии», а также «Госуслуги» и платёжную систему «Мир». За продажу устройств без предустановленного российского ПО предусмотрен штраф до 200 тыс. руб.

С 1 июля на продаваемых в России смартфонах, ТВ-приставках, компьютерах и ноутбуках также по умолчанию будут устанавливать отечественную поисковую систему. По мнению правительства, это поможет выравнять условия на рынке между российскими и зарубежными игроками. В первую очередь речь идет о поддержке «Яндекса», сказал один из источников издания.

Сейчас в устройствах на Android в браузере Chrome предлагают выбрать поисковик от «Яндекса», Google или Mail.ru. Такую опцию Google ввёл в августе 2017 года в соответствии с договоренностями с «Яндексом» и соглашением с ФАС. В устройствах на iOS пользователи сейчас тоже могут выбрать поисковик, который будет работать по умолчанию в браузере.

В «Яндексе» сообщили, что не видели заключительную версию постановления. «Мы считаем, что каждый человек должен иметь возможность свободного выбора и наиболее оптимальным решением могло бы стать „окно выбора” поисковой системы», — заявили изданию в компании. В Mail ru Group не ответили на запрос. Также от комментариев отказалась в Apple и Google .

Аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян сказал «Коммерсанту», что если инициатива Минцфиры будет реализована, доходы Google снизятся и корпорация может поменять стратегию работы на российском рынке, например пересмотреть соглашения с производителями смартфонов.

В четвертом квартале 2020 года доля «Яндекса» на российском рынке поисковых систем составляла, по собственным данным, 59,7%. При этом трафик с мобильных устройств обеспечил 53,3% выручки от продажи рекламы на странице результатов поиска.

Если постановление будет принято, доля «Яндекса» в поиске на мобильных устройствах может резко увеличиться, допустил аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, это произойдет из-за того, что большинству пользователей не захочется тратить время на замену установленного по умолчанию поисковика.