Новости

Исследование: российской экономике не нужны специалисты с высшим образованием

Российская экономика ориентирована на эксплуатацию ресурсов: несмотря на массовость высшего образования в стране, спрос на таких специалистов невелик. К такому выводу пришли авторы исследования Boston Consulting Group (BCG), Сбербанка, Worldskills и Global Education Futures, пишет газета «Ведомости».


Экономика не ценит знания, а материальных стимулов осваивать сложные профессии немного: в России врач в среднем зарабатывает лишь на 20% больше водителя, приводит издание результаты исследования. Так, в США разница составляет 261%, в Германии — 172%, а в Бразилии — 174%. По словам Александра Аузана, декана факультета экономики МГУ, свой самый качественный человеческий капитал Россия экспортирует, а тот, что остается, не востребован. Об этом Аузан рассказал на круглом столе, посвященном управлению в цифровой промышленности.

При этом за время реформ с 1995 по 2015 год структура рынка труда в России с точки зрения разделения между государственными и частными секторами изменилась лишь незначительно. Основным работодателем по-прежнему выступает госсектор: в малом и среднем бизнесе, новых и крупных компаниях наподобие «Яндекса» и международных компаниях работает менее трети занятых.

Екатерина Сычева, директор московского офиса BCG, в ходе круглого стола рассказала, что бизнес несет социальную нагрузку и вынужден поддерживать занятость. При этом безработица в России одна из самых низких в мире и не реагирует на изменения ВВП. В этой среде, даже если у человека есть навыки и знания, необходимые новой экономике, применить их ему может оказаться негде. В отчете говорится, что в России значительный потенциал для сокращения штата, — в будущем невостребованным может стать любой современный профессионал.

При этом респонденты отмечают, что бизнес ждет от работников новой экономики новых компетенций: творческого и аналитического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в условиях неопределенности. Всего у 17% занятых более половины задач – творческие или аналитические, почти у половины – рутинные. Похожее соотношение наблюдается в Бразилии, в Германии этот показатель составляет 29%, а в Великобритании — 45%.

Исследователи указывают, что именно система образования ориентирует молодых людей на техническую и рутинную работу. Однако именно умение действовать согласно инструкциям востребовано на государственной службе. Это соответствует настроениям россиян, которые стремятся к стабильности и предпочитают работать в бюджетном секторе или государственных компаниях.

Система образования ориентируется на контрольные цифры приема, а не на реальные потребности бизнеса, заключают авторы исследования. Так, для многих профессий вовсе не нужно долго учиться: 26% выпускников могли бы обучаться менее пяти лет.

В рамках исследования провели опрос руководителей крупнейших компаний, общий штат которых превышает 4 млн человек. Окончательный доклад обнародуют осенью этого года.

По прогнозу компании EdTechXGlobal, мировой рынок образовательных технологий будет расти на 17% в год и к 2020-му году достигнет объема в $252 млрд. Лишь за первое полугодие 2017 года в этой сфере было заключено 58 сделок на общую сумму в $887 млн. О том, с какими трудностями приходится сталкиваться российским EdTech-стартапам, для Inc. рассказал Кирилл Бигай, сооснователь и генеральный директор онлайн-площадки для поиска репетиторов Preply.