Северо-Сибирскую железную дорогу соединят с Китаем единым коридором, рассказал «Интерфаксу» губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев. Он отметил, что окончательные решения по трассировке маршрута пока не приняты.
В планах развития Сибирского федерального округа предусмотрено строительство двух железных дорог по направлению в Китай. На первом этапе планируется строительство двух участков: от Нижневартовска (Ханты-Мансийский АО) до Белого Яра (Томская область) и ветки от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Китай).
Вторая железная дорога пройдет через Туву, включая участок пути Кызыл — Курагино. На юге эта линия пересечет границу с Монголией через погранпереход Цаган-Толгой—Арс-Сурь, после чего планируется построить две ветки — в северном и западном направлениях.
Северную ветку проложат через монгольский город Эрденет, а затем соединят с Трансмонгольской железной дорогой. По ней через Улан-Батор и Замын-Уудэ построят путь в китайский город Эрлянь с прямым выходом на Пекин и Тяньцзинь. Западный маршрут проведет железную дорогу от Арс-Сури через монгольский город Кобдо и китайский Такешкен до Урумчи в Синцзян-Уйгурском АО КНР.
По словам Цивилева, преимущество строительства железной дороги через Таштагол состоит в том, что это прямой маршрут из России в Китай. Но его сложно проложить из-за наличия на пути Алтайских гор и природного парка «Зона покоя Укок».
В начале 2000-х годов через плато Укок на узком участке границы между Россией и КНР планировали провести экспортный газопровод в Китай, но эти планы не осуществились из-за протестов экологов и местных жителей.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что новый маршрут позволит сократить транспортные затраты и объем инвестиций по сравнению с третьим этапом развития Восточного полигона.
При этом Савчук полагает, что не стоит привязываться к единственному рынку сбыта, правила на котором могут меняться. Востребованность новых коридоров можно будет оценить только после согласования с КНР технологических, инвестиционных и ценовых параметров проектов.
В сентябре Москва и Пекин договорились о строительстве логистических хабов в российских приграничных городах. Благодаря этому объемы перевозок вырастут в разы, а на Дальнем Востоке появится новая инфраструктура, жилье и рабочие места.