Новости

Россия выбыла из десятки стран-лидеров по числу опубликованных патентов

Россия в 2021 году опустилась на 11 место по числу опубликованных патентов на изобретения в мире, пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные рейтинга IFI Claims Patent Services. Всего в прошлом году было подано 54,6 тыс. патентов против 56,8 тыс. в 2020 году, когда Россия занимала 9 место.

Лидерами по числу российских патентов, которые были признаны в США, стали: «Лаборатория Касперского» — 43 патента, ABBYY — 11, «Русал» — 8, «Сколтех» и «Росатом» — по 4 патента. В 2020 году лидером был «Яндекс» с 45 патентами, однако в 2021 году компания не вошла в рейтинг.

Это связано с тем, что в последний рейтинг вошли только компании, чьи головные подразделения зарегистрированы за рубежом. По словам представителей «Яндекса», в 2021 году они опубликовали более 100 патентов и заявок, пишет «Коммерсант».

Согласно данным IFI Claims Patent Services, за последние 4 года наибольший рост среди всех технологий показали биокомпьютинг, машинное обучение, квантовые компьютеры, протоколы беспроводной связи, системы контроля или обнаружения изделий в конвейерах, производство дисплеев и электрические устройства для курения.

Получение американского патента дольше и дороже, однако это важный инструмент конкуренции на рынке США, говорит исполнительный директор группы ABBYY Вадим Терещенко. Компании вынуждены «зеркалить» свои изобретения в двух ключевых юрисдикциях. Помимо этого, патент в США дает право не только на интеллектуальную собственность, но и на защиту в судебных разбирательствах, отмечает Терещенко.

В «Русале» рассказали «Коммерсанту», что стремятся получать патенты не только в России и США, но и в Канаде, Евросоюзе, Китае, Австралии и Бразилии. «Лаборатория Касперского» отмечает, что 80% ее продаж приходятся на зарубежные рынки, а патенты помогают сохранять статус технологического лидера.

По словам президента Федерации интеллектуальной собственности Сергея Матвеева, снижение показателей России закономерно, так как множество технологических компаний не ориентированы на внешний рынок. При этом немало авторов из зарубежных компаний носят русские имена, отмечает он. Так, у Huawei это три из 15 наиболее часто встречающихся авторов, отмечает издание.