Новости

Россияне рассказали, какие банковские услуги их раздражают

Фото: iStock

Центробанк опубликовал статистику жалоб потребителей финансовых услуг. Выяснилось, что россияне устали от навязывания им дополнительных банковских продуктов, особенно от продажи полисов страхования и векселей, пишет «Коммерсант».


Мисселинг (недобросовестная практика навязывания клиентам продукта без предоставления всех данных о нем) появилась в отчете ЦБ впервые. Россияне часто не получают полной и доступной информации о том, какие именно финансовые услуги им предлагают в частных и государственных банках.

Больше всего россиян возмущают нарушения при продажах продуктов страхования. Банки предлагали своим клиентам инвестиционное страхование жизни в качестве альтернативы банковскому вкладу. В то же время новые стандарты работы с потребителями, которые разработали еще в январе, обязывают информировать о том, что полис ИСЖ не является договором вклада и не страхуется государством.

Второе место по количеству жалоб заняли продажи векселей. ЦБ связывает это с обращениями держателей векселей компании ООО ФТК, распространявшихся Азиатско-Тихоокеанским банком (АТБ) под видом вкладов. Клиенты, приобретая векселя ФТК, фактически оплачивали выплату процентов по старым обязательствам.

В Центробанке отметили, что часть жалоб связана с приобретением векселей в инвестиционных целях «без широкого понимания существующих рисков и правовой природы самой ценной бумаги». Таким образом, заключают специалисты, основное число жалоб обусловлено недостаточным уровнем финансовой грамотности самих клиентов банков.

В начале лета клиенты «Открытия» и «Почта Банка» заявили, что банки требуют от них биометрию под предлогом защиты от мошенников. Российские регуляторы подчеркивают добровольность сдачи таких данных. В 2018 году стало известно, что Сбербанк собирает образцы голосов своих клиентов в рамках создания собственной биометрической платформы. Подобные системы уже есть у Ростелекома и Центробанка.