Лишь 12,4% от всего числа задействованных опрошенных компаниях специалистов — фрилансеры. Это самый низкий показатель среди 45 стран участниц. У лидера списка, Саудовской Аравии, 29,5% работающих — фрилансеры.
Возможность использования фрилансеров полностью отвергают в 28,3% опрошенных российских компаниях. Средний показатель по всем странам достиг 13,8%. В ближайшие три года в России нанимать фрилансеров готовы только 42,5% опрошенных. В Норвегии 64,6% респондентов готовы принять на работу фрилансера.
Полностью отвергают возможность использования фрилансеров сейчас в 28,3% опрошенных российских компаниях, а средний показатель по всем странам составил 13,8%. Более того, готовность к изменениям в российском бизнесе низка: в ближайшие три года готовы нанимать фрилансеров только 42,5% опрошенных, а например, в Норвегии таких 64,6%.
«Бурное развитие сферы фриланса пришлось на вторую половину двухтысячных годов. Сейчас рынок стабилизировался и растет/падает одновременно с рынком труда в целом. Думаю, в течение ближайших 5-7 лет фриланс займет около 7-10% рынка труда. То есть каждый десятый работающий человек может трудиться как фрилансер. Кстати, возможно вместе с основной работой, ведь это одно из преимуществ фриланса», — рассказала Inc. эксперт карьерного направления HeadHunter Татьяна Канонерова.
Бизнесу сложно работать с фрилансерами с точки зрения трудового права, продолжает эксперт. «Если человек регулярно делает какую-то работу для компании, то его нужно оформлять по трудовому договору. Есть сложности и с оплатой: ее не получится делать часто. Единственное решение – работать с ИП. К сожалению, в России лишь небольшой процент фрилансеров имеют такой статус», — подчеркивает Канонерова. Юридические сложности вместе с нежеланием фрилансеров оформляться в качестве ИП тормозят развитие рынка.
В настоящее время на портале hh.ru размещено 13 тысяч вакансий, предполагающих удаленную работу — 4% от общего количества вакансий. Эксперт карьерного направления HeadHunter подчеркнула, что удаленная работа — не фриланс, однако на сайте сервиса часто появляются именно такие вакансии.
«Работа с фрилансерами для российских компаний требует решения правовых вопросов — на основании чего предприятие будет работать с человеком? Многое упирается в это», — рассказал Inc. представитель SuperJob Иван Кузнецов.
Представитель компании указал на отставание России от многих стран в вопросе удаленной работы. «У нас структурно бизнес больше находится в иерархических и административных моделях, а не в проектных, где все происходит быстро», — добавил он.