Российские железные дороги разработали комплексную стратегию цифровой трансформации холдинга, объединяющую внедрение искусственного интеллекта и планомерный переход на отечественное программное обеспечение. Концепцию стратегии представил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин на конференции ЦИПР-2025 в Нижнем Новгороде.
Фото: Freepik
Внедрение ИИ-решений уже сегодня демонстрирует впечатляющие результаты: благодаря ему сейчас более 50% клиентских обращений обрабатывается автоматически, через систему продажи билетов проходит 10 млн запросов ежедневно, а производственные системы проводят еще 2,5 млн операций.
По словам Чаркина, это позволяет повысить производительность рутинных операций на 30-80%, одновременно переориентируя персонал на задачи с высокой добавленной стоимостью — стратегическое планирование, моделирование процессов и разработку новых сервисов.
Параллельно РЖД реализуют программу импортозамещения программного обеспечения. Как заверил Чаркин, к 2027 году будет завершен переход на российские решения в бизнес-критичных системах, включая управление движением поездов, логистику и безопасность. Полный отказ от иностранного ПО во всех системах планируется к 2030 году.
Замглавы холдинга отметил, что ни один вендор не отказался от сотрудничества, несмотря на экономические сложности. Этот процесс соответствует указу президента, согласно которому к 2030 году 95% госпредприятий должны использовать российское программное обеспечение.
Особый акцент делается на перспективных направлениях цифровизации: компьютерном зрении для мониторинга инфраструктуры, предиктивной аналитике для обслуживания подвижного состава, а также интеллектуальном моделировании транспортных потоков.
Чаркин обратил внимание, что автоматизация не приведет к сокращению штата, а создаст новые возможности для профессионального роста сотрудников. По его словам, освобождая персонал от рутины, организация инвестирует в их переобучение для работы с современными технологиями.