В России может появиться единый счетчик аудитории онлайн-площадок. Автором законопроекта, который уже внесли в Госдуму, является депутат «Единой России» Антон Горелкин, пишет «Коммерсант».
Проект подразумевает, что до 1 августа Роскомнадзор выберет организацию, которая будет измерять аудиторию в интернете по аналогии с тем, как это происходит на телевидении. Перечень и порядок предоставления данных определит правительство.
Под действие закона попадут сетевые издания, аудиовизуальные сервисы, новостные агрегаторы и телеканалы, которые вещают в интернете. При этом новые правила будут распространяться как на отечественные, так и на зарубежные компании, которые работают в России. «Сотрудничество в области измерения аудитории будет одним из критериев „приземления” зарубежных IT-компаний на нашу российскую почву», — сказал Горелкин.
Депутат добавил, что в законопроекте отдельно проговаривается, что использование данных об аудитории интернет-площадок может быть только целевым. «Никакой торговли, никакого снимания сливок с доступа к аудиторным показателям. Организация-оператор единого измерителя будет строго подотчетной», — заявил он.
Ранее Горелкин говорил, что существующие методы измерения интернет-аудитории «не дают полной картины» и на рынке рекламы «есть запрос на счетчик в интернете», который позволит оценивать эффективность рекламных кампаний. Законопроект нужен именно для создания единого счетчика, «не для налогового администрирования», утверждал депутат.
Ассоциация «Русбренд» (включает Procter & Gamble, Nestle, Unilever, Coca-Cola, PepsiCo и пр.) «идеологически поддерживает законопроект», сказал изданию ее исполнительный директор Алексей Поповичев. Создание такой системы, по его мнению, сделает рынок интернет-рекламы более прозрачным.
Но эксперты на рынке считают, что главную выгоду от него получит государство. «Измерения ТВ и интернета в формате одного окна позволят властям получать объективную картину рынка, основанную на прозрачных данных, которые можно использовать для контроля уплаты налогов, соблюдения законности размещения контента и анализа общественного мнения», — сказал изданию руководитель группы исследований OMD Resolution Александр Касаткин.
Сами онлайн-площадки также боятся негативных последствий нового регулирования. «Мы к этой инициативе относимся с большой осторожностью», — сказал директор по контенту онлайн-кинотеатра ivi Иван Гринин.
Опасность для онлайн-кинотеатров заключается «в возможном использовании данных счетчиков в целях их коммерциализации третьими лицами и в качестве инструмента в переговорах о стоимости контентных сделок с правообладателями», объяснил он.
В «Яндексе», Mail ru Group, Okko и «Национальной медиа группе» отказались от комментариев, в «Газпром медиа» также не ответили на запрос издания.