Исследование, опубликованное в журнале PLOS Biology, показывает, что шимпанзе продолжают совершенствовать свои навыки использования инструментов до зрелого возраста, как и люди. Это говорит о том, что обучение на протяжении всей жизни является жизненно важным для эволюции сложного использования инструментов и когнитивного развития приматов.
Шимпанзе продолжают учиться и оттачивать свои навыки до зрелого возраста, что может быть важным для эволюции сложного и разнообразного использования инструментов, говорится в исследовании, опубликованном Матье Малербом из Института когнитивных наук во Франции в журнале PLOS Biology.
Люди способны продолжать учиться на протяжении всей своей жизни. Была выдвинута гипотеза, что эта способность ответственна за подвижность, с которой люди используют инструменты, что является ключевым фактором в эволюции человеческого познания и культуры.
В данном исследовании Малерб и его коллеги выяснили, есть ли эта особенность у шимпанзе, изучив, как шимпанзе развивают технику использования инструментов с возрастом. Авторы наблюдали за 70 дикими шимпанзе разного возраста, использующими палки для добывания пищи, с помощью видеозаписей, которые велись в течение нескольких лет в Национальном парке Таи, Кот-д’Ивуар.
С возрастом шимпанзе становились все более умелыми в использовании подходящих захватов пальцев для работы с палками. Эти двигательные навыки полностью сформировались к шести годам, но шимпанзе продолжали оттачивать свои приемы вплоть до зрелого возраста.
Некоторые продвинутые навыки, такие как использование палок для извлечения насекомых из труднодоступных мест или регулировка хвата для выполнения различных задач, не были полностью развиты до 15 лет. Это говорит о том, что навыки зависят не только от физического развития, но и от способности к обучению новым технологическим навыкам, которое продолжается до зрелого возраста.
Таким образом, сохранение способности к обучению во взрослом возрасте является благоприятным признаком для видов, использующих орудия труда, что позволяет понять эволюцию шимпанзе и человека. Авторы отмечают, что потребуются дальнейшие исследования, чтобы понять детали процесса обучения шимпанзе, например роль рассуждений и памяти или относительную важность опыта по сравнению с обучением от сверстников.
Авторы добавляют: «У диких шимпанзе тонкости обучения использованию инструментов сохраняются и во взрослом возрасте. Эта закономерность подтверждает мысль о том, что большой мозг гоминид позволяет продолжать обучение в течение первых двух десятилетий жизни».
Шмель модестус — доказательство того, что размер мозга — это еще не все. Ранее это маленькое насекомое с крошечным мозгом размером с семя показало в экспериментах уровень коллективного разума, который, по мнению ученых, был совершенно уникальным для человека.