Новости

У пчел и шмелей обнаружили реальный коллективный разум: они обучают друг друга открывать коробки и решать головоломки

Шмель модестус — доказательство того, что размер мозга — это еще не все. Это маленькое насекомое с крошечным мозгом размером с семя показало в экспериментах уровень коллективного разума, который, по мнению ученых, был совершенно уникальным для человека.

Обученные в лаборатории открывать коробку-головоломку, состоящую из двух шагов, шмели вида Bombus terrestris смогли научить решению другую пчелу, которая никогда раньше не видела коробку. Чтобы научить пчел-демонстраторов неинтуитивному решению, исследователям пришлось показать им, что делать, и предложить им вознаграждение после первого шага, чтобы сохранить их мотивацию.

«Это открытие бросает вызов общепринятому мнению в этой области: способность человека к социальному обучению такому поведению, которое невозможно изменить путем индивидуальных проб и ошибок», — пишет группа исследователей из Великобритании и США. Люди имеют долгую историю «перестановки целей» в том, что отличает наш вид от всех остальных.

Когда-то считалось, что люди — единственные животные, обладающие культурой. Но «вирусные» песни воробьев, развивающиеся диалекты и традиции китов, региональные охотничьи стратегии косаток и изученные трюки обезьян, ворон и дельфинов с инструментами — все это позволяет предположить, что социально передаваемое поведение также присутствует и в животных обществах.

Некоторые из этих культурных моделей поведения со временем даже демонстрируют признаки усовершенствования и улучшения. Почтовые голуби, например, учатся друг у друга и из года в год корректируют траектории полета. Действенный способ изменить цели человеческого интеллекта — это сказать, что люди уникальны среди других животных, потому что мы можем учиться друг у друга вещам, которые мы не могли бы изобрести сами.

Ни один человек не может изобрести все детали и механику, например, компьютера, с нуля самостоятельно. Чтобы достичь этой продвинутой стадии, потребовались десятилетия работы и совершенствования. Даже процесс чтения — это навык, который постепенно развивали поколения людей. Очевидно, что ни одно животное не сможет собрать iPhone или прочитать статью об интеллекте животных.

На базовом уровне шмели присоединяются к шимпанзе, «ставя под сомнение эту предполагаемую человеческую исключительность», — пишет Алекс Торнтон, эколог из Университета Эксетера, в обзоре исследований шмелей для Nature. У шимпанзе большой мозг и богатая культурная жизнь, но открытие среди шмелей, утверждает Торнтон, «тем более примечательно, потому что оно сосредоточено не на приматах, а на насекомом, мозг которого составляет всего лишь 0,0005% от размера человеческого».

Недавние эксперименты в лаборатории показывают, что эти пчелы могут учиться друг у друга, использовать инструменты, считать до нуля и выполнять основные математические уравнения. Их коллективный разум также нельзя сбрасывать со счетов. Чтобы проверить это, ученый-бихевиорист Элис Бриджес из Лондонского университета королевы Марии и ее коллеги размещали колонии шмелей с помощью двухэтапной головоломки в общей сложности на 36 или 72 часа в течение 12 или 24 дней подряд без помощи человека.

За все это время пчелы не могли придумать, как добраться до сладкого вознаграждения. Шмели за свою жизнь тратят в среднем около восьми дней на поиск пищи, так что у них было до трети времени на решение головоломки. Чтобы указать им путь, требовался человек, и это было возможно только за дополнительную награду. Но как только одна пчела это поймет, она сможет научить других, как передвигать два язычка, чтобы получить сладкое лакомство.

Конечно, такое поведение не наблюдалось в дикой природе. Сначала этому нужно было научить пчел и шимпанзе. Но результаты оставляют открытой возможность того, что если бы в обществе шимпанзе или пчел существовал редкий, единственный в жизни новатор — «Эйнштейн» среди пчел, — его идеи могли бы остаться в культуре животных и использоваться для будущих поколений.

Например, знаменитый танец медовых виляний пчел, указывающий на расстояние, направление и качество источников пищи, — это поведение, которое когда-то считалось чисто инстинктивным, но теперь, похоже, оно в некоторой степени сформировано социальными влияниями. В 2017 году исследователи также научили шмелей забрасывать мяч в ворота за вознаграждение. Чтобы забить, насекомым пришлось учиться друг у друга и исправлять свои предыдущие ошибки. Так они и сделали.

Новейший эксперимент, пишет Торнтон, «предполагает, что способность учиться у других тому, чему нельзя научиться в одиночку, теперь должна присоединиться к использованию инструментов, эпизодической памяти (способности вспоминать конкретные события прошлого)».

Тем временем в России на прилавках может появиться хлеб и даже пирожные из насекомых. Сверчки станут основным ингредиентом при производстве печенья, шоколадных конфет, макарон и других изделий.