Солодкий назвал основные проблемы финтех-стартапов (и что хотят инвесторы)
Венчурный инвестор Владислав Солодкий, основавший венчурный фонд Life.SREDA и вложивший $40 млн в 13 финтех-стартапов, рассказал vc.ru о рынке финтеха, а также об основных проблемах финтех-компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и России:
Основные проблемы финтех-стартапов в АТР и России:
1
Их много, но все они маленькие.
2
Они локальные: более 90% работают на одном рынке.
3
Каннибализм.
4
Низкий удельный вес по сравнению с иностранными конкурентами.
Несмотря на то, что в США и Европе стартаперы уделяют внимание уникальным идеям и технологиям, а в Азии — локализации и дистрибуции, компании создают почти одинаковые продукты. Из-за этого создается диспропорция: покупателей мало, а стартапов слишком много. Сартапы хотят завоевать собственный рынок и не масштабироваться на другие, а также тратят усилия на конкуренцию между собой. На этом этапе удельный вес компаний низок в сравнении с иностранными конкурентами.
В Азии такая проблема складывается из-за отсутствия инфраструктуры для финтеха: это съедает большую часть инвестиций, которые компании привлекают на первых раундах. При этом в регионе мало игроков на раундах инвестиций B и C. При этом инвесторы на поздних стадиях хотят увидеть, что компания может выйти в другие страны или показать комплиментарные вертикали.
Владислав Солодкий
венчурный инвестор
«В результате — органический рост самих стартапов достаточно ограничен. Получается только у единиц. Ждать его – вопрос слишком долгого времени и повышенных рисков. Но этот рост можно фасилитировать за счет искусственного укрупнения через сделки по слияниям и поглощениям».
Что ищут потенциальные покупатели или стратегические инвесторы
1
Новые рынки сбыта.
2
Новые комплиментарные продукты и технологии для основного бизнеса.
3
Прирост количественных показателей и диверсификацию бизнеса.
При этом инвесторы потратят на решение о покупке компании за $50 млн столько же сил и времени, как и компании за $500 млн. Ключевым фактором станет эффект синергии, которого они смогут достичь в результате сделки, отмечает Солодкий. Объединяя четыре компании с капитализацией в $10-50 млн, стартаперы создают одну компанию с капитализацией более $100 млн, которая способна привлекать крупных инвесторов.
При этом такая компания сокращает расходы на научные разработки в четыре раза (или же увеличивает в четыре раза за те же самые деньги). Такое объединение позволяет диверсифицировать компанию и сократить затраты. Объединение также ускоряет выход из компании для основателей и инвесторов.