Новости

Советы Махатмы Ганди и компании Starbucks, как использовать перемены на пользу бизнесу

Все хорошо знают, что перемены происходят постоянно, в том числе в бизнесе. Вопрос в том, как вы будете с этим справляться. Писатели, мыслители и бизнесмены много размышляли на эту тему, одним из них был Махатма Ганди. Он дал совет, как относиться к переменам, чтобы использовать их во благо себе.

Махатма Ганди, великий ненасильственный лидер движения за независимость Индии, много рассуждал о переменах и о том, как к ним относиться. Индия была одной из последних великих колоний Британской империи, и Ганди решил не только избавить свою страну от колонизатора, но и сделать это ненасильственным путем. Это требовало изобретательности, гибкости и дальновидности. Начиная с маршей к морю, массовых сидячих забастовок, личного голодания и многого другого, Ганди постоянно менял свои стратегии с учетом постоянно меняющихся реалий. Ганди основывался на вере в то, что наше величие как человеческих существ заключается не столько в способности переделать мир, сколько в способности переделать самих себя.

Задача человека как предпринимателя заключается в том, чтобы вовремя адаптироваться к изменениям в мире. Как предположил Ганди, лучший и даже единственный способ справиться с переменами — не бороться с ними, не сопротивляться им, а, скорее, переделать себя и свой бизнес.

На языке бизнеса это означает поворот, то есть смену направления бизнеса. Слово «поворот» в деловом смысле впервые появилось в книге великого Эрика Райса «Бережливый стартап» (Crown Currency, 2011). Райс использует его, чтобы обсудить, что должен делать новый стартап, столкнувшись с неожиданным изменением, событием или развилкой на дороге.

Это означает, что если действующая схема вашего бизнеса не работает, то надо попробовать сделать это по-другому. Смена направления не означает игнорирование проблемы, скорее, это осознанность, быстрая адаптация и принятие нового, лучшего курса.

Одним из примеров смены направления в бизнесе является компания Starbucks, которая начала свою деятельность в 1971 году и тогда продавала кофемашины для приготовления эспрессо и кофе в зернах. Позже главный директор по маркетингу Говард Шульц поехал в Милан и увидел там людей со стаканчиками эспрессо по всему городу. Убежденный, что в Америке скоро произойдут перемены, он купил компанию Starbucks и сменил направление бизнеса.

Суть в том, что перемены могут быть долгосрочными или кратковременными, глобальными или небольшими. Чтобы справиться с неизбежностью перемен, необходимо заметить их, принять, а затем поступить так, как предлагает Ганди, и переделать себя и свой бизнес.

Ранее профессора психологии Алекс Ровира и Фернандо Триас де Бес, авторы книги Good Luck: Creating the Conditions for Success in Life and Business (в России опубликована как «Настоящее счастье или удача?»), выделили пять основных принципов, которые объединяют удачливых и успешных бизнесменов. Чтобы добиться успеха в любом деле, нужны ум, время, силы, терпение и множество других факторов.