Суд планирует реже применять статью о создании ОПГ к бизнесменам
Практику применения к предпринимателям уголовной статьи об организации преступного сообщества могут ограничить, пишут «Ведомости» со ссылкой на зампреда Верховного суда Владимира Давыдова. Поправки об этом разработала администрация президента.
Однако в Верховном суде считают, что полностью ограничить применение статьи к бизнесменам было бы неправильно — ведь невозможно полностью исключить случаи, когда легальная деятельность является прикрытием для преступления.
Владимир Давыдов
зампред Верховного суда
«Можно попытаться сформулировать норму о нераспространении ст. 210 на руководителей и сотрудников организаций, которые осуществляют обычную экономическую деятельность, не имеющую отношения к преступной профессиональной деятельности, при отсутствии доказанности умысла в совершении преступления в составе преступного сообщества. Организационно-правовая и штатная структуры экономического субъекта сами по себе в принципе не могут учитываться при квалификации действий по ст. 210».
По словам Давыдова, сейчас суд оправдывает обвиняемых в организации преступного сообщества в 40% случаев. Однако это никак не влияет на возможность использовать эту статью для утяжеления обвинения. Поэтому в Верховном суде задумались о внесении поправок еще и в процессуальное законодательство – например, в виде прямого запрета на арест бизнесмена, даже если наряду с экономическим преступлением ему вменяется статья о создании преступного сообщества.
Бизнес-омбудсмен Борис Титов, однако, считает, что предложенные поправки никак не решат существующие проблемы.
Борис Титов
бизнес-омбудсмен
«Так уж устроено наше правоприменение, что если формулировка закона оставляет хоть малейшую возможность «карательного» толкования — будьте уверены, задействуют именно этот оттенок смысла. Если вносить уточнение в саму статью, следователи с легкостью заявят, что имеют дело с необычной экономической деятельностью, а умысел не виден только слепому. И попробуйте их опровергнуть».
Ранее Inc.рассказывал, что Владимир Путин отказался отменить уголовные статьи, наказывающие за валютные нарушения, а также позволяющие следствию «превращать» холдинги в организованные преступные группировки. В то же время он одобрил смягчение налоговых рисков для бизнеса.