Продажи сахара, мясных консервов и других продуктов длительного хранения резко выросли в течение двух недель после объявления «частичной мобилизации» в конце сентября. Участники рынка подтвердили скачок спроса, но ожидают его скорого понижения.
Сахар и мясные консервы стали самыми востребованными товарами в категории длительного хранения, сообщает Forbes со ссылкой на исследование NielsenIQ. Кроме того, выросли продажи бритв, лезвий, сигарет и макарон.
За две недели после объявления 21 сентября «частичной мобилизации» продажи сахара выросли на 70%, тушенки и других консервов — на 58%, риса — на 45%. Эксперты считают, что большая доля покупок приходится на мобилизованных и их семьи, собирающих сухой паек.
«Аномальные всплески покупательской активности почти всегда связаны с резонансными новостями и стремлением создать необходимый запас товаров на будущее», — объяснила директор по работе с клиентами NielsenIQ Салтанат Нысанова.
Выросшие в продажах товары ранее были менее востребованы, отметили аналитики. Спрос на мясные консервы в течение 2022 года сократился на 5%, но с момента объявления «частичной мобилизации» вырос на 24% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Аналогичная ситуация — с продажами сгущенки (выросли с 3% до 7%) и бобов (с 6% до 30%).
Представитель Ассоциации компаний розничной торговли Владимир Кузнецов сказал, что наблюдавшийся рост продажи консервов и бакалеи был незначительным и быстро вернулся к прежним показателям. В «Ленте» заявили, что не заметили увеличения спроса на продукты длительного хранения.
«ВкусВилл» сообщил, что продажи тушенки выросли на 83%, а перловой каши с говядиной — на 51%. «Диетическое мясо» зафиксировало увеличение спроса на мясные консервы, а выручка компании за III квартал выросла на 20%.
По данным NielsenIQ, больше заказов на мясную продукцию получили «Курганский мясокомбинат» и «Русская ресурсная компания», что привело к увеличению сроков производства.
Руководитель отдела аналитики NTech Дарья Акимова добавила, что возникший спрос на отдельные категории товаров заметен, но его нельзя назвать ажиотажным. По ее мнению, сейчас к подверженным панике можно отнести покупателей, для которых актуальна объявленная мобилизация, тогда как в феврале — марте таких людей было больше.
Узнайте больше
В конце сентября, после объявления мобилизации, трафик магазинов по продаже военной одежды и снаряжения вырос на 40%. Самыми востребованными товарами стали зимняя обувь, спальные мешки, шапки, маски, тактические перчатки, одежда из водоотталкивающих материалов и флиса.
Утром 21 сентября Владимир Путин объявил «частичную военную мобилизацию» в России и подписал указ, вступивший в силу в этот же день.