Поставщики и производители направили письмо в Минпромторг с просьбой рекомендовать ретейлерам увеличить срок годности продуктов. Из-за нестабильных заказов торгово-розничных сетей и жестких требований по остаточному сроку годности поставщикам приходится утилизировать все еще пригодный товар.
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» предложила главе Минпромторга Денису Мантурову рекомендовать федеральным ретейлерам увеличить срок годности продуктов, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на письмо. В ассоциацию входят «Мистраль Трейдинг», «Руссоль», «Дымов», «Макфа» и «Май».
Письмо датировано 5 октября. Минпромторг заявил, что пока не получал обращение. В письме предлагается установить минимальный порог остаточного срока годности в 45% для товаров годностью от года и выше, а для продуктов годностью до года — в 50%.
Поставщики отмечают, что речь идет не о снижении качества, а о смягчении требований. Например, многие федеральные ретейлеры не принимают товары поставщиков на 439-м дне срока годности из 730 дней. Средний срок нахождения товара в продаже составляет около 50 дней, уточняют в ассоциации.
Для ретейлеров в последнее время характерны «хаотичные всплески заказов», которые имеющийся объем складских запасов не в состоянии покрывать из-за «жестких требований торговых сетей по остаточному сроку годности», говорится в письме. В результате поставщики получают штрафные санкции за недопоставку и вынуждены утилизировать товары, которые не проходят по остаточному сроку годности, но при этом годны для употребления в пищу.
Ретейлеры и поставщики постоянно сталкиваются с нестабильностью спроса и поставок из-за экономической и политической турбулентности последних двух лет, подтвердил гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, небольшие поставщики испытывают больше логистических сложностей по сравнению с крупными федеральными сетями, которые развивают логистические сервисы и реализуют проекты по управлению цепочками поставок.
В «Азбуке вкуса» сообщили, что не меняли требования к остаточному сроку годности — они остаются на уровне не ниже двух третей от общего срока. В X5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»), отметили, что остаточный срок годности по продовольственным товарам длительного хранения составляет 45% от общего срока, товаров сроком годности от 6 до 12 месяцев — 60%.
Бурмистров считает, что необходимости в дополнительном урегулировании вопроса минимального значения остаточного срока годности нет. Ретейлеры должны сами принимать решение совместно с поставщиками, исходя из соответствия обороту товаров и остаточного срока годности.
Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов полагает, что торговые сети должны пойти навстречу поставщикам и разделить с ними риски, если хотят гарантировать наличие товара и обеспечить себе трафик.
Узнайте больше
В конце августа исследование «ТеДо» показало, что половина россиян ожидает увеличение трат на продукты питания в ближайшие месяцы. Эксперты предположили, что рост цен может произойти из-за отсутствия импортной продукции и ослабления рубля.