Старикам тут не место. Как проявляется эйджизм в российском бизнесе и чем он плох
Дискриминация по возрасту — не редкость для российского бизнеса, из-за которой сейчас страдают возрастные сотрудники. Но уже в ближайшее десятилетие предприятия, поощряющие эйджизм, рискуют потерять рабочую силу. О том, как эйджизм влияет на российский бизнес, говорится в исследовании сотрудниц департамента прикладной экономики ВШЭ Марина Колосницына и Екатерина Клепикова.
По данным исследователей, с 1993 по 2013 год занятость пенсионеров выросла в госсекторе (школы, поликлиники, библиотеки, НИИ, и предприятия ВПК). При этом российские работодатели считают, что немолодые сотрудники менее активны и обучаемы, а также обладают низкой продуктивностью и креативностью, пишет агентство ТАСС.
Из-за этого предприниматели сохраняют некоторые места за молодыми соискателями или отказываются продвигать работников старшего возраста по карьерной лестнице. Однако продуктивность людей не связана с их возрастом, считают авторы исследования. А плохое здоровье и недостаточное образование — лишь миф: сейчас работники пожилого возраста образованнее, чем их ровесники 20 лет назад. При этом сейчас у пенсионеров лучше здоровье.
Ученые проанализировали данные 92 тысяч человек за 2004—2015 годы и оценили, как зависит зарплата пожилых людей от пола, возраста, уровня образования, здоровья и региона проживания. Исследователи обнаружили, что потеря трудового дохода с возрастом составляет 22%, что может быть связано с переходом пожилых людей в госсектор из коммерческих компаний, где зарплаты сравнительно низкие.
Работодатели не заинтересованы в переобучении сотрудников: для этого необходимы дополнительные вложения. В России максимальный охват переобучением приходится на 25—30 лет, когда человек только заканчивает университет. Работодатели не видят смысла вкладываться в переобучение, рассчитывая в будущем заменить сотрудника на молодого специалиста.
Однако к 2030 году резко сократится численность населения в возрасте до 40 лет, рассказал агентству директор Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон. По его словам, из-за уменьшения количества трудоспособных будет расти ценность пожилых людей на рынке труда.
Сейчас доля граждан старше трудоспособного возраста (женщины старше 55 и мужчины от 60 лет) составляет 25%, свидетельствуют данные Росстата. А к 2030 году этот показатель должен составить до 28%. А в 2015 году работа была у 29% мужчин в возрасте от 60 до 72 лет, а также у 54% женщин 55—59 лет.