Новости

Почему стартапы нового поколения отказываются от бизнес-модели Uber и найма независимых подрядчиков

В 2014 году Дэн Теман готовился запустить свой стартап. Тогда выбор бизнес-модели казался ему очевидным: такие компании как Uber, TaskRabbit и Handy, нанимали тысячи сотрудников в качестве независимых подрядчиков и на глазах меняли экономику. Он был уверен, что поступит так же. Незадолго до запуска Теману попалась на глаза книга Зейнепа Тона «Стратегия хороших рабочих мест», которая заставила его поменять свое мнение. О том, почему основанная Теманом Managed by Q отказалась от популярной бизнес-модели, пишет The Wired.


Теман не мог не признать, что автор книги предлагает разумные решения и справедливо критикует наем независимых подрядчиков. В «Стратегии хороших рабочих мест» Тон писал о таких компаниях, как Zappos и Trader Joe: используя эти примеры, он доказывал, что грамотные инвестиции в сотрудников сделают компанию более прибыльной и стабильной в долгосрочной перспективе.

За последние несколько лет недовольство независимых подрядчиков своими работодателями выросло. Только в прошлом месяце суды обязали Lyft выплатить $27 млн по искам сотрудников, а сервис доставки Instacart — $4,6 млн. Стартапы, работающие по этой модели, делали акцент на гибком графике: независимые подрядчики могли работать в любое удобное для них время, уделяя работе два часа в день или двенадцать. Однако за гибкость приходилось расплачиваться самим сотрудникам: они поняли, что работодатели не дают им почти никаких гарантий. Теперь в Нью-Йорке, Лондоне, Сиэтле, Калифорнии и других городах водители, которые столкнулись с проблемами, обращаются в суд, чтобы привлечь компании к ответственности.

На фоне скандалов и судебных разбирательств некоторые стартапы приняли решение отказаться от такой бизнес-модели. Они поняли, что готовы увеличить затраты на оплату труда на 30%, чтобы обеспечить себе и сотрудникам спокойствие и стабильность.


ребекка смит

заместитель директора национального проекта Закона о занятости в США

«Сейчас многие компании начинают всерьез задумываться о выстраивании правильной бизнес-модели. Думаю многие из них отмечают высокомерие Uber и отвратительное отношение к соблюдению прав сотрудников. Мы видим, что сотрудники тоже недовольны: поэтому они идут в суд, чтобы решить свои проблемы. Они начинают понимать, что красивое мобильное приложение не делает компанию хорошим работодателем».

Спустя три года после основания в компании Темана Managed by Q работают около 900 сотрудников в пяти городах. Да, это не похоже на темпы роста, которые когда-то демонстрировал Uber, но Теман решил сделать ставку на стабильное развитие. В компании нет независимых подрядчиков: только официально оформленные сотрудники с нормированным графиком. Сотрудники Managed by Q получают возможность посещать курсы и тренинги, поэтому клиенты могут быть уверены в качестве услуг. «Характер ваших отношений с сотрудниками — фундамент архитектуры бизнеса. Это не техническая архитектура, а социальная. И эти архитектурные решения трудно изменить», — объясняет он.

Инвесторы поддерживают Темана: за последний год Managed by Q привлекла $55 млн. Инвестиции помогли компании расширить список предлагаемых услуг. Раньше компания предлагала услуги по администрированию и уборке офисов, теперь клиенты могут заказать занятия йогой и доставку горячих обедов. Компания растет медленно, но стабильно, и Теман уверен, выбрал правильный путь для своего стартапа.

Суды с сотрудниками — не единственные неприятности, с которыми столкнулся Uber за последние годы. В 2016 году компания начала тестирование беспилотных автомобилей, чтобы заменить часть водителей и увеличить прибыль. О том, как это привело к скандалам, судам и авариям, читайте в нашем материале. 


Есть новость? Присылайте на news@incrussia.ru