Новости

В России предложили ограничить стоимость энергии для зарядки электромобилей

Производитель электромобилей «Моторинвест» (выпускает машины под брендом Evolute) предложил правительству несколько мер для стимулирования рынка электрокаров в России. В частности, он предлагает зафиксировать стоимость энергии для зарядки электротранспорта на ближайшие годы на уровне 8 руб. Участники рынка считают, что инициативу можно реализовать только за счет госсубсидий.

Что случилось

Производитель электрокаров «Моторинвест» (бренд Evolute) предложил зафиксировать стоимость электроэнергии для зарядки коммерческого электротранспорта на три-пять лет на уровне 8 руб. за 1 кВт•ч, сообщает «Коммерсант». Даже в регионах себестоимость электроэнергии в основном превышает 8 руб., а цена зарядки на электрозарядных станциях (ЭЗС) доходит до 25 руб.

По мнению участников рынка, предложение можно реализовать только за счет госсубсидий. Аналитики согласны с тем, что господдержка рынка на столь раннем этапе развития обоснованна. Инициатива «Моторинвеста» о введении квоты в 10% на закупку электрокаров в такси и каршеринги не встретила понимания у потенциальных партнеров, отмечает газета.

Контекст

Сегодня стоимость зарядки на публичных ЭЗС намного выше предложенных 8 руб. и достигает 15–25 руб. за 1 кВт•ч, отметили участники рынка. Гендиректор «Ситидрайв» Эдуард Мингажев считает, что стоимость зарядки 8 руб. за 1 кВт•ч выглядит «слишком оптимистичной» с учетом роста тарифов на электроэнергию и инфляции.

По данным Punkt E (владеет 165 ЭЗС в России), операторы ЭЗС закупают электроэнергию по тарифам от 6 до 10 руб. за 1 кВт•ч. В большинстве регионов тариф превышает 8 руб., а цена зарядки не может равняться закупочной цене на электроэнергию.

В компании считают, что необходимы госсубсидии, чтобы снизить цену зарядки до 8 руб. за 1 кВт•ч с учетом операционных расходов на содержание и амортизацию ЭЗС. Кроме того, для такси и каршеринга потребуются мощные станции на 150 кВт, а розничный тариф на них сейчас составляет до 20 руб.

Green Drive (25 ЭЗС в России) подчеркнула, что стоимость быстрой зарядки в стране доходит до 30 руб. за 1 кВт•ч. При этом такой уровень остается одним из самых низких в Европе (для сравнения: в Германии и Бельгии — €0,69 за 1 кВт•ч). В компании утверждают, что предложение «Моторинвеста» делает бизнес по развитию ЭЗС бессмысленным, поскольку он становится убыточным.

В «Россетях» считают иначе: таксопарки и каршеринговые компании при переводе автопарков на электрокары смогут загрузить зарядную инфраструктуру на 60–70%, и тогда себестоимость зарядки будет существенно снижена. Это приведет к уменьшению тарифов и гарантирует окупаемость проектов по установке ЭЗС в среднесрочной перспективе, полагают в компании.

Почему это важно

По словам автомобильного эксперта Владимира Беспалова, развитие рынка электромобилей необходимо, в том числе региональным властям, поэтому «имеет смысл обсуждать государственные субсидии». В долгосрочной перспективе стоимость электрокаров будет снижаться, а спрос на инфраструктуру — расти. После этого можно отказываться от господдержки, добавил эксперт.