Tesla сообщила сотрудникам, что уволит более 10% своего персонала по всему миру, поскольку компания борется с падением продаж и усиливающейся ценовой войной на рынке электромобилей. Генеральный директор Tesla Илон Маск прокомментировал на X: «Примерно каждые пять лет нам нужно реорганизовывать и рационализировать компанию перед следующей фазой роста».
В последний раз Маск объявлял о сокращении рабочих мест в 2022 году, после того как сказал руководителям, что у него «очень плохое предчувствие» по поводу экономики. Tesla не сообщала, сколько рабочих мест она сократила в 2022 году, но, согласно документам SEC, численность ее сотрудников выросла примерно со 100 тыс. в конце 2021 года до более чем 140 тыс. в конце 2023 года. Акции Tesla упали на 2,6% в ходе дневных торгов, в то время как другие производители электромобилей, такие как Rivian Automotive, Lucid Group и VinFast Auto, также торгуются на 2–7,4% ниже рынка.
В то же время старший вице-президент Tesla Дрю Баглино, отвечающий за разработку аккумуляторов, и Рохан Патель, вице-президент по государственной политике и развитию бизнеса, объявили о своем уходе из компании. Маск поблагодарил обоих руководителей за их работу в ответ на их сообщения на X.
Скотт Ачейчек, генеральный директор компании Rex Shares, управляющей ETF с высокой долей участия в акциях Tesla, назвал сокращение штата стратегическим. Он указал на общее увеличение численности персонала Tesla за год как на признак того, что автопроизводитель все еще находится на стадии роста.
Тем не менее Майкл Эшли Шульман, главный инвестиционный директор Running Point Capital Advisors, считает, что уход топ-менеджеров стал «самым серьезным негативным сигналом на сегодняшний день», свидетельствующим о том, что рост Tesla находится под угрозой.
«По мере того как мы готовим компанию к следующему этапу роста, чрезвычайно важно рассмотреть каждый аспект компании для снижения затрат и повышения производительности, — сказал Маск в служебной записке, разосланной всем сотрудникам. — В рамках этих усилий мы провели тщательный анализ организации и приняли трудное решение сократить численность нашего персонала более чем на 10% по всему миру».
Увольнения последовали за сообщением Reuters от 5 апреля о том, что Tesla отменила выход давно обещанного недорогого автомобиля стоимостью $25 тыс., на который инвесторы рассчитывали как на двигатель роста массового сегмента рынка компании. Маск заявил, что этот автомобиль, известный как Model 2, начнет выпускаться в конце 2025 года.
Вскоре после публикации статьи Маск написал в своей социальной сети X, что «Reuters лжет», не вдаваясь при этом в подробности. С тех пор он не давал никаких комментариев по поводу выхода автомобиля, оставляя инвесторов и аналитиков гадать о его будущем.
5 апреля агентство Reuters также сообщило, что Tesla сосредоточится на беспилотных роботакси, созданных на той же платформе. Вечером того же дня Маск написал на сайте X: «Tesla представит Robotaxi 8 августа», не сообщив никаких других подробностей.
По мнению экспертов в области беспилотных автомобилей и государственного регулирования, до выпуска полностью автономного автомобиля Tesla могут пройти годы. Акции Tesla упали примерно на 33% в этом году, уступая таким старым автопроизводителям, как Toyota Motor и General Motors, чьи акции выросли на 45% и примерно 20% соответственно благодаря медленному отказу потребителей от традиционных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.
По словам Дирка Шульце, главы профсоюза IG Metall в этом регионе, вновь избранный рабочий совет представителей трудового коллектива на заводе Tesla в Германии не был проинформирован и не был привлечен к консультациям перед обнародованием этого решения. «По закону руководство обязано не только информировать рабочий совет, но и консультироваться с ним о том, как можно сохранить рабочие места», — сказал Шульце.
Аналитики из Gartner и Hargreaves Lansdown заявили, что сокращения являются признаком роста расходов, поскольку автопроизводитель инвестирует в новые модели и искусственный интеллект. Tesla сообщила в этом месяце, что ее мировые поставки автомобилей в первом квартале упали впервые почти за четыре года, поскольку снижение цен не смогло стимулировать спрос.
Производитель электромобилей не спешит обновлять свои устаревшие модели, поскольку высокие процентные ставки подорвали потребительский спрос на дорогостоящие товары, в то время как конкуренты в Китае, крупнейшем в мире автомобильном рынке, выпускают более дешевые модели.
Компания стремится повысить свою рентабельность, которая пострадала от неоднократного снижения цен, особенно в Китае, где она сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны местных соперников, включая лидера рынка BYD, который ненадолго обогнал американскую компанию в качестве крупнейшего в мире производителя электромобилей в четвертом квартале, и нового конкурента, Xiaomi.
В этом году компания также готовится начать продажи в Индии, третьем по величине автомобильном рынке в мире. Автомобили для экспорта в Индию будут производиться в Германии.
В четвертом квартале Tesla зафиксировала валовую прибыль в размере 17,6%, что является самым низким показателем более чем за четыре года. В прошлом феврале компания уволила 4% сотрудников в Нью-Йорке в рамках повышения эффективности и перед началом профсоюзной кампании, которую должны были начать ее сотрудники.
Ранее Tesla согласилась урегулировать судебный иск в связи с аварией, произошедшей в 2018 году, в которой погиб инженер Apple Уолтер Хуанг. Его Model X в режиме автопилота врезалась в барьер на трассе. Если бы судебное разбирательство состоялось, оно бы вызвало повышенное внимание к технологиям компании Autopilot и Full Self-Driving. Условия мирового соглашения не разглашаются, и, по некоторым данным, сделка еще должна быть одобрена судьей.