Новости

«Тетрис» помог облегчить симптомы ПТСР. Ученые это подтвердили

Став свидетелями трагических событий, многие люди обращаются к онлайн-сообществам, таким как Reddit, чтобы обсудить пережитое. Один из распространенных советов, который дают пользователи: поиграть в «Тетрис», чтобы побороть травмирующие воспоминания. Ученые задались вопросом, откуда взялась эта идея и действительно ли эта культовая компьютерная игра может помочь в лечении таких заболеваний, как посттравматическое стрессовое расстройство.

Ответ — «да», но с оговорками. Это зависит от нескольких факторов, таких как конкретные симптомы, время события, а также применение других видов лечения.

Обманчиво простая компьютерная игра «Тетрис» впервые появилась в 1985 году. Сегодня она остается одной из самых популярных игр в истории, доступной бесплатно онлайн и на многочисленных игровых платформах.

Головоломка включает в себя простую визуально-пространственную задачу (то есть соотнесение визуальной информации с физическим пространством). Сверху экрана всплывает ряд случайных фигур-блоков, и цель состоит в том, чтобы, вращая и перемещая фигуры, создавать из них ряды. Когда ряд завершен, он убирается с экрана, уменьшая потенциальное скопление фигур. Чем дольше вы сможете продолжать, тем выше будет результат. Простота этого формата головоломок одновременно успокаивает и увлекает.

Хотя большинству людей, ставших свидетелями травматического события, лечение не требуется, психологический вред, нанесенный сильным потрясением, может иметь долгосрочные последствия для некоторых. Одним из наиболее изученных состояний является посттравматическое стрессовое расстройство, обычно называемое ПТСР.

Оно характеризуется тем, что одно травматическое событие или ряд травм вызывают набор тревожных симптомов. Они могут включать в себя повторное переживание события в виде кошмаров и воспоминаний, ощущение того, что мир стал более мрачным и сложным, а также повышенную тревожность и страх. Мозг как бы защищается от травмы и становится более чувствительным, чтобы предвидеть новые травмы.

Как известно, человеческий мозг имеет ограниченные возможности для обработки и запоминания событий. В 2009 году исследователи из Оксфордского университета предположили, что игра в «Тетрис», когда мозг пытается сохранить зрительные воспоминания, перегружает его возможности и «отвлекает» контуры зрительной памяти.

Таким образом, игра в «Тетрис» вскоре после тревожного события может прервать работу этих центров обработки информации в мозге. В свою очередь, это уменьшит повторное возникновение нежелательных зрительных воспоминаний — интрузий, связанных с травмой. Также было высказано предположение, что «Тетрис» может быть полезен при пробуждении воспоминаний о пережитой травме во время работы с психологом.

Исследования воздействия «Тетриса» при посттравматическом стрессовом расстройстве продолжаются. Первое исследование, проведенное в 2009 году, завершилось тем, что у участников в три раза по сравнению с группой, не игравшей в «Тетрис» сократилось количество навязчивых мыслей.

Однако эта работа проводилась в лабораторных условиях: участникам показывали фильмы о травмирующих событиях, а затем они играли в «Тетрис» в течение десяти минут сразу после просмотра видео и измеряли количество навязчивых мыслей в течение следующей недели. Несмотря на то что эти первые результаты обнадеживают, исследования проводились в строго контролируемых условиях и имеют очевидные ограничения.

Тем не менее с 2017 года было проведено несколько клинических исследований, которые недавно были обобщены. Эти относительно небольшие исследования показали, что игра в «Тетрис» снижает количество навязчивых состояний у женщин, переживших родовую травму, людей, попавших в автомобильную аварию, беженцев и ветеранов войны.

Несмотря на то что в большинстве исследований участники играли в тетрис в течение 10–40 минут вскоре после травматического события (от 30 минут до 72 часов спустя), недавние исследования показывают, что даже в течение семи лет после травмы, связанной с родами, может быть достигнут положительный эффект от реактивации навязчивой зрительной памяти и игры в «Тетрис» в течение 20 минут.

Несмотря на то что эти результаты обнадеживают, необходимы более надежные исследования с участием больших групп участников. Кроме того, во всех предыдущих исследованиях игра проходила под руководством специалиста, поэтому неизвестно, каков ее эффект без такой поддержки.

Любая игра, направленная на решение визуально-пространственных задач, может принести пользу. Лишь немногие исследования напрямую сравнивают «Тетрис» с другими играми. Однако в исследовании с участием 54 добровольцев сравнивались эффекты от игры в «Тетрис», словесных игр и отсутствия каких-либо игр. И в группе, игравшей в «Тетрис», и в группе, игравшей в словесные игры, было отмечено относительно меньше навязчивых воспоминаний, чем в группе, вообще не игравшей в игры.

Современные данные об эффективности «Тетриса» ограничиваются исследованиями, в которых людям помогали эксперты.

Эти данные свидетельствуют о том, что игра в «Тетрис» или аналогичную игру примерно 20 минут в течение нескольких часов после пережитого травматического события может уменьшить последующие навязчивые воспоминания. В момент воспоминания о предыдущем травматическом опыте «Тетрис» также может уменьшить навязчивые воспоминания и стресс. Эта игра может быть использована в качестве части терапии, назначенной медицинским работником.

Однако следует помнить, что «Тетрис» не является панацеей от травмы. Навязчивые воспоминания не могут быть полностью устранены с помощью игры, а посттравматическое стрессовое расстройство включает в себя несколько симптомов, которые не исчезнут благодаря игре. Если кто-то испытывает симптомы ПТСР, ему, скорее всего, нужна профессиональная помощь.

Игрой года по версии Bafta Games Awards стала Baldur’s Gate 3. Ролевая игра, основанная на Dungeons & Dragons, также получила призы за лучшую музыку и сюжет, а Эндрю Уинкотт — за исполнение роли любимого фанатами дьявола Рафаэля. Super Mario Bros. Wonder получила два приза, а Star Wars Jedi: Survivor не удостоилась наград, несмотря на шесть номинаций. Лучшей британской игрой была названа фотоголоволомка Viewfinder.