«Тинькофф Бизнес» составил портрет женщины, которая руководит собственным бизнесом в России ― в компании проанализировали, в каких сферах чаще всего работают предпринимательницы, когда они начинают бизнес, а также как относятся к гендерным стереотипам. Исследование есть в распоряжении Inc.
Для анализа «Тинькофф Бизнес» использовал информацию по более 650 тыс. компаний-клиентов «Тинькофф», а также данные опроса, проведенного среди около 10 тыс. российских предпринимательниц.
Средний возраст предпринимательниц
Как выяснили в компании, в среднем женщины регистрируются в качестве ИП в 34 года, а в 35 готовы открыть ООО. Мужчины чаще готовы открывать своё дело в любой форме уже в 33 года.
Средний возраст женщин-клиентов «Тинькофф», имеющих собственное дело, составляет 38-40 лет (37-39 лет для мужчин). Самым юным предпринимательницам в «Тинькофф» ― 15 лет. Они продают одежду через интернет-магазин, занимаются искусством, а также кулинарией.
Также среди клиенток компании есть предпринимательницы в возрасте 86 лет. Они занимаются розничной торговлей, программированием, научной деятельностью, операциями с недвижимостью, пассажирскими перевозками, владеют ресторанами и гостиницами, рассказали в компании.
Образование и семейный статус
Две трети женщин в бизнесе имеют законченное высшее образование (66%), среди мужчин-предпринимателей с законченным высшим ― 55%, отмечается в исследовании.
Больше всего предпринимательниц имеют экономическое образование (35%). 20% ― техническое, 16% ― гуманитарное.
Более половины (57%) предпринимательниц замужем или находится в гражданском браке, среди мужчин в паре находятся 59% бизнесменов. Результаты исследования также показали, что женщины, ведущие бизнес, чаще находятся в разводе, чем мужчины: 12% против 7%.
Каким бизнесом управляют женщины
Согласно данным исследования, женщины в 7 раз чаще предпочитают открывать ИП, чем ООО. Доля ИП среди женщин ― 88%, ООО ― 12%.
Чаще всего женщины открывают компании в сфере розничной торговли (продукты, одежда, бытовая техника, компьютеры, книги, игрушки, другое) ― 22%. 6% компаний под управлением предпринимательниц приходится на сферу оптовой торговли (продукты, стройматериалы, компьютеры). Ещё по 4% ― на ряд сфер, включая «Бухгалтерские и юридические услуги», «Научную и техническую деятельность», «Грузовые перевозки», «Операции с недвижимым имуществом», «Кафе и рестораны» и другие.
Где женщины ведут бизнес
Больше всего женщин ведут бизнес в Москве (15%). Далее следует Петербург (8%), по 2% приходится на Краснодар, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Самару и Ростов-на-Дону.
Среднемесячный доход владелицы бизнеса
38% предпринимательниц получают от 100 до 200 тыс. руб. в месяц, 35% ― до 100 тыс. рублей в месяц. А 15% имеют доход более 300 тыс. руб. в месяц.
Чаще всего женщины владеют небольшими компаниями ― в 76% женских ИП и ООО работает менее 10 сотрудников. У 20% ― от 10 до 50 сотрудников в штате. Больше 50 сотрудников ― в 4% компаний, которыми владеют и руководят женщины.
Бизнес и гендер
81% опрошенных предпринимательниц считают, что при управлении бизнесом пол не имеет значения. 17% уверены, что мужчинам руководить своим делом проще. И только 2% предпринимательниц отмечают, что легче вести бизнес, если ты женщина.
При выборе партнёров и сотрудников большинство опрошенных предпринимательниц (68%) отмечают, что пол не важен. 28% женщин комфортнее работать с мужчинами, 4% ― с женщинами.