Более половины российских предпринимательниц запускают бизнес без стартового капитала либо на собственные сбережения. Лишь 11% нашли финансирование у родственников, а 10% ― у супруга или партнёра, свидетельствуют результаты исследования, проведённого коммуникационной группой dentsu Russia и Сообществом PRO Женщин. Документ есть в распоряжении Inc.
54% участниц российского опроса указали на отсутствие стартового капитала при запуске бизнеса, ещё 14% опрошенных вложили собственные сбережения. 11% нашли финансирование у родственников, 10% получили финансовую поддержку от супруга или партнёра и 3% ― от друзей.
Лишь 4% начинающих предпринимательниц обратились в финансовые институции и банки, ещё 2% ― в инвестиционные фонды и к бизнес-ангелам. Государственными субсидиями и другими видами поддержки со стороны государства, фондов и НКО заинтересовался 1% опрошенных женщин, отмечается в исследовании.
Также его авторы спросили у предпринимательниц, как, по их оценке, на ведение бизнеса влияет их гендерная принадлежность. 63% опрошенных сказали, что гендер никак не сказывается на бизнесе, а 33% отметили позитивное влияние.
Аналитики объясняют эти данные тем, что многие бизнесы запущены в категориях, которые обычно называются «более женскими» (товары для мам и детей, красота и косметика).
Лишь 5% сказали, что испытывают какие-либо сложности в контексте своей гендерной принадлежности. Среди трудностей предпринимательницы назвали необходимость совмещать бизнес и заботу о доме/детях, сложности с получением финансирования в банке и патриархальность общества в целом.
Подобная ситуация особенно актуальна в индустриях, которые обычно считаются «более мужскими», ― авто, перевозки, логистика, маркетинг, спорт, еда/напитки, отмечают авторы исследования.
Среди ключевых преимуществ ведения собственного бизнеса женщины в первую очередь отмечали эмоциональные факторы. Одним из драйверов для запуска собственного бизнеса стала возможность помогать другим.
«Опрос подтверждает нашу гипотезу о том, что в России появляется новый тип женского предпринимательства, который ориентирован не только на финансовые показатели, но и на социальную значимость. На небольшой выборке участниц опроса из поколения Z мы заметили интересный тренд в части мотивации к запуску собственного бизнеса», ― говорит Наталья Кузьмина, директор по развитию продуктов dentsu.
«В то время как поколение бэйби-бумеров и иксеры указывали “желание достичь благосостояния/заработать капитал” среди своих главных мотивов, поколение Z ориентируется уже на другие ценности ― например “удовольствие придумывать/создавать товары и услуги”», ― добавляет она.
Прочитайте также
Исследование проводилось коммуникационной группой dentsu Russia и Сообществом PRO Женщин. В опросе приняли участие 200 участниц комьюнити, 81% из которых уже запустили свой бизнес, а 19% только планируют.
Почти половина (49%) опрошенных респонденток ― женщины в возрасте от 35 до 44 лет. По 22% опрошенных составляют предпринимательницы в возрасте от 25 до 34 лет и от 45 до 54 лет. 2% ― женщины 24 лет и младше, 1% ― 65 лет и старше.
Годовые обороты подавляющего большинства респонденток (90%) не превышают 5 млн руб. 7% зарабатывает от 5 до 10 млн руб. ежегодно, 2% ― от 30 до 50 млн руб., по 1% ― от 10 до 30 млн и более 100 млн руб. соответственно.