Типографии сообщили о дефиците оборудования и запчастей для них. Недостаток возник на фоне санкций и отказа производителей поставлять машины. Импортозависимость отрасли от компаний из «недружественных» стран достигает 90%.
Типографии столкнулись с дефицитом оборудования и запчастей для них, сообщают «Ведомости» со ссылкой на топ-менеджеров компаний. Причиной стали санкции и отказ производителей проводить поставки. По оценке типографий, около 90% техники поставлялись из «недружественных» стран.
Гендиректор типографии «Парето-принт» Павел Арсеньев объяснил, что европейские производители поставляют печатные, переплетные, ниткошвейные, крышкоделательные (используются для изготовления обложек) машины, CTP-оборудование (для изготовления печатных форм) и запчасти для них. По данным топ-менеджеров, чаще всего импортировалась техника из Германии, Швейцарии, Италии, Канады и Японии.
По словам Арсеньева, часть компаний из Европы решили разорвать контракты. Другие прекратили сотрудничество после введения пятого пакета санкций 8 апреля. Еврокомиссия запретила импортировать в Россию оборудование для флексографии, офсетной, глубокой и высокой печати и переплетных машин.
Президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков добавил, что запрещено ввозить не только новое, но и б/у оборудование. Запчасти для части машин удается поставлять по схеме параллельного импорта. Но, по мнению представителя компании «Октопринт сервис» Ларисы Даниловой, для большей части полиграфической техники такой вариант не подходит.
Она отметила, что многие комплектующие уникальны, у них есть свой каталожный номер. Соответственно, производитель может отследить отправку в Россию и запретить ее.
Павел Арсеньев считает, что можно рассмотреть и другие варианты, например поставлять комплектующие и новое оборудование из Индии и Китая. Однако оно «старше» и менее автоматизировано.
Сложности на российском рынке типографии подтвердила член правления Союза предприятий печатной индустрии Гильдии издателей периодической печати Елена Шитикова. По ее мнению, выход пока один — «разбирать старые машины и пользоваться подержанными запчастями, как в авиации».
Директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов полагает, что на фоне ухудшения ситуации заказы на печать книг могут осуществлять за пределами России. Однако из-за сложностей с логистикой это приведет к росту цен до 20%.
Шитикова считает, что помочь индустрии сможет только запуск совместных полиграфических предприятий с Индией и Китаем. Причем сделать это нужно в течение ближайшего полугода. «Решать проблему такого уровня должно государство, а не каждое отдельное полиграфическое предприятие само по себе», — уверена она.
Узнайте больше
О том что российские авиакомпании начали разбирать самолеты на запчасти, стало известно в начале августа. Такой подход рекомендовало правительство. На фоне санкций наладить поставки необходимых деталей из-за границы невозможно.