Многие люди работали под руководством токсичного начальника, который издевался над ними или унижал. Такое поведение может принимать разные формы: публичное оскорбление, вторжение в частную жизнь или сплетни. Подобная токсичность может привести не только к стрессу сотрудников, но и к алкоголизму, семейным конфликтам и проблемам со здоровьем. Почему же тогда компании и подчиненные терпят токсичных боссов?
В новом исследовании, опубликованном в научном журнале Personnel Psychology, ученые из Колледжей бизнеса Вайомингского университета, Университета Айовы, Университета Небраски-Линкольна и Mays Business School Техасского университета A&M выяснили, почему люди прощают жестоких руководителей.
Исследователи опросили через онлайн-платформу 79 начальников, их ответы были анонимными. Менеджеры работали в разных компаниях и отраслях, таких как консалтинг, образование, здравоохранение и ретейл. Их опрашивали дважды в день в течение трех недель, чтобы понять, что они чувствовали и как реагировали на собственное жесткое отношение к сотрудникам.
Каждое утро руководителей спрашивали о действиях накануне, уточняя, говорили ли они подчиненным, что те некомпетентны, вторгались ли они в их личную жизнь или оставляли негативные комментарии о работе. Боссов также спрашивали, как, на их взгляд, недавнее поведение отразилось на их нынешнем моральном и социальном статусе. Вечером у них узнавали, как они вели себя по отношению к сотрудникам в течение дня.
Токсичные боссы рассматривали свое поведение как ущерб социальному имиджу, причем такая оценка была характерна для тех, кто хотел выглядеть перед сотрудниками высоконравственными. Для восстановления статуса менеджеры помогали подчиненным с явной целью заставить их относиться к себе более благосклонно.
Жестокие руководители также подчеркивали, как усердно они работают, или демонстрировали прошлые успехи. Однако они не признавали своей вины, чтобы исправить причиненный сотрудникам вред. Внимание токсичных начальников было сосредоточено на сокрытии собственного поведения с помощью манипуляций и саморекламы.
Прощая таких менеджеров, компании и сотрудники усиливают цикл жестокого обращения. Токсичные боссы не меняются — вместо этого их поведение имеет тенденцию продолжаться и часто ухудшаться. Наиболее эффективный способ борьбы — политика абсолютной нетерпимости к токсичному поведению. Важны санкции, а не прощение, поскольку санкции ограничивают злоупотребления.
Искренние извинения со стороны обидевшего босса — единственный надежный способ восстановить доверие в команде. Токсичным начальникам нужно осознать собственные мотивы, которые приводят к насильственному поведению, и понять, как это влияет на сотрудников и их самочувствие и продуктивность.