«Создание компании не должно быть вашей главной целью». Марк Цукерберг дал советы предпринимателям
Forbes в честь своего столетнего юбилея составил список ста величайших бизнес-умов нашего времени. В него вошел создатель Facebook Марк Цукерберг. В своем эссе для журнала он рассказал, что помогло ему построить компанию, ставшую IT-гигантом и входящую в пятерку крупнейших в мире.
Цукерберг рассказал о проблемах, с которыми ему пришлось столкнуться на старте. Спустя пару лет после основания Facebook многие крупные корпорации хотели купить компанию, но он отказал всем: по словам Цукерберга, ему хотелось посмотреть, как далеко они смогут зайти и как много пользователей привлечь. Топ-менеджмент не соглашался с ним, в компании вспыхивали конфликты, отношения портились — это продолжалось до тех пор, пока абсолютно все менеджеры не уволились. Тогда Цукерберг понял, что вел себя неправильно.
марк цукерберг
основатель Facebook
«Это время было самым сложным для меня. Я верил в то, что мы делали, но чувствовал себя одиноким. Хуже того: я крупно ошибался. Эти ошибки помогли мне понять, что осознать цель самому — недостаточно. Нужно поставить цель перед командой. Я просто не объяснил им, что я хотел построить».
По словам Цукерберга, он понял, что в хорошей компании людей удерживают не деньги, а идея, ради которой они работают. Сейчас в Facebook работают те, для кого важно чувствовать себя частью чего-то важного, и руководство постоянно напоминает сотрудникам о том, что они создают продукты ради изменений во всем мире. Цукерберг уверен, что это важно для любой из компаний: без мотивации и вдохновения ни одно предприятие не сможет стать успешным.
марк цукерберг
основатель Facebook
«Люди часто спрашивают меня, как создать успешную компанию, и я всегда говорю: создание компании не должно быть вашей главной целью. Сосредоточьтесь на том, что вы хотели бы изменить в мире, найдите людей, которые хотят того же, и тогда у вас появится возможность построить что-то, что поможет увидеть новые цели множеству людей.».
Цукерберг уже рассказывал, какими именно должны быть ценности компании. В беседе с соучредителем LinkedIn Ридом Хоффманом он говорил, что абстрактные ценности, которые часто провозглашают руководители, не приносят пользы предприятию и даже вредят.
В апреле было опубликовано видео, на котором Цукерберг рассказывает о достижениях Facebook спустя два месяца после запуска. «Когда мы только запустились, мы надеялись, что к сервису присоединится 400-500 человек. Сейчас у нас около 100 тыс. человек, кто знает сколько будет еще. Мы надеемся, что присоединятся более 100-200 университетов», — рассказывал журналистам основатель соцсети.