Недавнее исследование показало, что обучение детей творчеству способствует умению решать проблемы. Включение этих методов в образовательную программу помогло детям обрести стойкость к трудностям и научило их решать проблемы в реальной жизни.
В ходе эксперимента специалисты обучили учащихся третьего, четвертого и пятого классов использовать такие литературные приемы, как сдвиг перспективы (рассказать историю от другого лица или объекта), контрфактуальное мышление (создание возможных альтернатив тому, что уже произошло) и причинно-следственное мышление (построение цепочки причин и следствий).Исследование университета штата Огайо показало, что эти методы могли бы помочь школьникам развить творческий подход к преодолению трудностей и придумать новые, креативные способы решения проблем.
В эксперименте приняли участие 32 ученика. Их разделили на две группы и предложили проблему для поиска решения: невозможность пойти на день рождения к другу, потому что родители увозят за город. Также исследователи просили учащихся придумать решение к одной из проблем в их собственной жизни. Далее первой группе учащихся было дано творческое задание: придумать, какой совет для решения проблемы они дали бы сами себе от лица воображаемого друга. Этот литературный прием называется «смещение перспективы». Вторая группа придумывала решение привычным для себя способом, не выполняя творческое задание.
Результаты эксперимента показали, что меняя точку зрения и представляя, что ученик получает совет от друга, дети смогли придумать гораздо более креативные и эффективные способы, чем решая проблему самостоятельно. Так, в группе, выполнявшей творческое задание, 94% детей нашли решение для настоящих проблем и предложенной исследователями ситуации. В то же время в группе, которая выполняла задание без элементов творчества, решение выдуманной проблемы нашлось у менее, чем половины участников, а 15 из 16 детей не смогли найти решение своих настоящих проблем.
Кроме того, исследователи оценивали, насколько креативными и уникальными были решения. Группа, выполнявшая творческое задание, получила в среднем 6,44 из 10 за креативность, по сравнению с 3,05 у второй группы. По словам исследователей, это подтверждает, что творчество помогает детям почувствовать, что они способны эффективно решать проблемы без участия взрослых.
Далее 28 учащихся из той же экспериментальной группы проходили пятидневную 10-часовую учебную программу по творчеству, способствующую развитию креативности, эффективности и жизнестойкости. В конце обучения ученикам предложили на рассмотрение типичные для их возраста проблемы, а также одну из проблем из их реальной жизни.
Для того, чтобы проверить жизнестойкость учащихся, исследователи намеренно говорили, что найденное ими решение не сработает. В результате каждый ученик смог предложить второе решение к проблемам. При этом исследователи более высоко оценивали второе из решений по уровню креативности: 7,5 баллов против 5,45 за первое решение.
Таким образом ученые пришли к выводу, что обучение творчеству помогает школьникам находить новые способы решения жизненных проблем. Кроме того, развитию этого навыка могут способствовать занятия литературой и театром, если учителя будут предлагать учащимся задания, в котором они смогут взглянуть на себя глазами литературных героев, поразмышлять над мотивами их поступков или придумать альтернативную версию развития сюжета.
Другое исследование доказало, что даже взрослые люди, которые склонны мыслить традиционным образом, такие как бухгалтеры или страховые агенты, могут проявлять творческий подход, если посмотрят на эмоциональные ситуации с другой точки зрения. Этот метод включал в себя анализ ситуации через альтернативную эмоциональную линзу — например попытку увидеть событие, которое обычно вызывает гнев, как нейтральное или обнадеживающее. Выяснилось, что в некоторой степени творчеству можно научиться.