Новости

Ученые обнаружили, что шмели вместе решают задачи, сотрудничают и дружат

Исследование показало, что шмели способны совместно решать задачи, выходящие за рамки возможностей их мозга. В ходе серии лабораторных экспериментов шмели (Bombus sp.), которые обучались вместе, выполняя задания по извлечению награды, с большей вероятностью ждали своего партнера, прежде чем вернуться к заданию, чем пчелы, которые обучались в одиночку.

«Результаты исследования опровергают общепринятые представления о насекомых, а способность действовать сообща для достижения общей цели присутствует даже в миниатюрном мозге шмелей», — говорит Олли Лоукола, ведущий автор исследования и поведенческий эколог из Университета Оулу в Финляндии.

Результаты исследования появились на фоне растущего понимания , что у насекомых, вероятно, наличествует сознание, и после демонстрации коллективного интеллекта, похожего на человеческий, в частности, у шмелей. Кооперация — это один из аспектов социального поведения, который демонстрирует осознанность и взаимодействие с другими.

В своих экспериментах Лоукола и коллеги хотели «выяснить, является ли поведение в совместных задачах проявлением индивидуальных усилий, простого признания присутствия партнера или более глубокого понимания распределения ролей и целей». Это три из четырех различных типов командного поведения, которые биологи недавно определили, чтобы лучше разграничить их.

Шимпанзе, дельфины, волки и птицы сотрудничают для достижения общей цели, при этом четвертый тип командного поведения считается отличительной чертой человеческого поведения и редко встречается у животных.

Лабораторные эксперименты показали, что шмелей не стоит недооценивать: они могут осваивать пошаговые задачи, обучать других их решать, работать с инструментами, считать до нуля и даже решать базовые математические уравнения.

Лоукола и его коллеги обнаружили, что у шмеля уходило больше времени, чтобы толкнуть блок или дверь, когда партнеру не давали выйти на тестовую арену, чем у контрольных пчел, которые учились толкать самостоятельно и сразу же приступали к работе, пытаясь получить вознаграждение без посторонней помощи.

В других экспериментах с тоннелями пчелы медлили у дверцы, за которой скрывалось награда, пока не появлялся их товарищ по обучению, или поворачивали спиной к двери, отправляясь на поиски своего партнера, как только тот появлялся в соседнем тоннеле.

«Эти результаты показывают, что командное поведение шмелей — не просто побочный продукт индивидуальных усилий, а является социально обусловленным», — пишут Лукола и его коллеги в своей статье.

«Если бы координация пчел выходила за рамки социального влияния, — продолжают исследователи, — то мы должны были бы наблюдать попытки как-то ее облегчить». Однако это было трудно определить, признают Лукола и его коллеги. Могло быть и так, что пчелы попросту ассоциировали присутствие другой пчелы у двери с доступом к награде.

«Действительно ли шмели понимают роль своего партнера, потребует дальнейших исследований с более подробным наблюдением за их поведением в процессе сотрудничества», — говорит Лукола.

Это можно сделать, как это уже было сделано с дельфинами, обучив шмелей синхронно нажимать на кнопку для получения вознаграждения. В то же время интересно рассмотреть, почему у шмелей могла развиться такая способность к сотрудничеству, ведь, как отмечают исследователи, в природе шмели обычно действуют в одиночку, когда добывают пищу.

Исследователи обнаружили, что по крайней мере один вид шмелей может выживать под водой. Оказалось, что матки обыкновенного восточного шмеля, широко распространенного в восточной части Северной Америки, могут во время спячки находиться под водой в течение недели. Известно, что они зарываются в почву, чтобы впасть в спячку, поэтому исследователи говорят, что в дикой природе эта способность может помочь им пережить наводнение.