Новое исследование показывает, что некогнитивные навыки, на которые в значительной степени влияет генетика, играют не меньшую роль в успеваемости, чем интеллект. Исследование говорит о том, что образовательным системам необходимо уделять больше внимания развитию этих навыков для улучшения успеваемости учащихся. Исследование также подчеркивает растущую значимость эмоционального интеллекта в плане влияния на результаты обучения.
Исследование, опубликованное в журнале Nature Human Behaviour и проведенное совместно доктором Маргеритой Маланчини из Лондонского университета королевы Марии и доктором Андреа Аллегрини из Университетского колледжа Лондона, показало, что некогнитивные навыки, такие как мотивация и саморегуляция, имеют не меньшее значение, чем интеллект, для достижения академических успехов.
Исследование показывает, что влияние этих навыков растет на протяжении всего образовательного пути ребенка, а генетика играет существенную роль в их развитии. Оно предполагает, что развитие некогнитивных навыков наряду с когнитивными способностями может значительно улучшить результаты обучения.
«Наше исследование ставит под сомнение давнее предположение о том, что интеллект является основным фактором успеваемости, — говорит Маланчини. — Мы нашли убедительные доказательства того, что некогнитивные навыки — такие как смелость, настойчивость, академический интерес и ценность обучения — не только являются значимыми факторами, предсказывающими успех, но и усиливают свое влияние с течением времени».
В исследовании, в котором приняли участие более 10 тыс. детей в возрасте от 7 до 16 лет в Англии и Уэльсе, использовалось сочетание близнецовых исследований и анализа ДНК для изучения сложной взаимосвязи между генами, окружающей средой и успеваемостью.
Один из выводов — возрастающая роль генетики в формировании некогнитивных навыков и их влиянии на успеваемость. Проанализировав ДНК, исследователи составили «полигенный балл» для некогнитивных навыков, по сути, генетический снимок предрасположенности ребенка к этим навыкам.
«Мы обнаружили, что генетические эффекты, связанные с некогнитивными навыками, становятся все более предсказуемыми для академической успеваемости в течение школьных лет, фактически их влияние почти удваивается между 7 и 16 годами», — объясняет Аллегрини. — К концу обязательного образования генетическая предрасположенность к некогнитивным навыкам была столь же важна для прогнозирования успехов в учебе, как и предрасположенность к когнитивным способностям».
Этот вывод ставит под сомнение традиционное представление о том, что успехи в учебе определяются в основном интеллектом. Напротив, исследование предполагает, что эмоциональная и поведенческая структура ребенка, на которую влияют как гены, так и окружающая среда, играет решающую роль в его образовательном пути.
Хотя генетика, несомненно, вносит свой вклад в развитие некогнитивных навыков, исследование также подчеркивает важность окружающей среды. Сравнивая братьев и сестер, ученые смогли отделить влияние общей семейной среды от генетических факторов.
«Мы обнаружили, что, хотя общесемейные процессы играют значительную роль, возрастающее влияние некогнитивной генетики на успеваемость остается очевидным даже внутри семьи, — сказал Аллегрини. — Это говорит о том, что дети могут активно формировать свой собственный опыт обучения, основываясь на своих личностных качествах, склонностях и способностях, создавая петлю обратной связи, которая усиливает их сильные стороны».
По словам исследователей, результаты этого исследования имеют последствия для образования: признав важнейшую роль некогнитивных навыков, школы смогут разрабатывать целевые мероприятия, направленные на поддержку эмоционального и социального развития учащихся наряду с их академическим обучением.
«Наша система образования традиционно сосредоточена на когнитивном развитии, — говорит Маланчини. — Пришло время изменить баланс и придать не меньшее значение развитию некогнитивных навыков. Тем самым мы сможем создать более инклюзивную и эффективную среду обучения для всех учащихся».
Исследование также подчеркивает необходимость дальнейшего изучения сложной взаимосвязи между генами, окружающей средой и образованием. Понимая эти факторы, педагоги и политики смогут разработать более эффективные стратегии для поддержки общего развития учащихся и достижения лучших результатов в образовании.
«Это исследование — только начало. Мы надеемся, что оно вдохновит на дальнейшие исследования и приведет к изменению нашего подхода к образованию», — заключил Маланчини.
Ранее исследования подтвердили, что думать действительно может быть больно, многие из нас испытывали это при попытке решить математическую задачу, взвесить все за и против какого-либо решения или понять, что происходит в сложном фильме о путешествиях во времени.