Новости

Ученые выяснили, что ИИ дает советы лучше людей, а еще — более эмпатичен

Новое исследование искусственного интеллекта ChatGPT выявило, что он может давать личные советы лучше профессиональных колумнистов. Результаты опубликовали в журнале Frontiers in Psychology.

Появление ChatGPT стало революцией в мире искусственного интеллекта. Это мощная система, работающая на одной из крупнейших языковых моделей. Например, более продвинутая платная версия — GPT-4 — содержит около 1,76 трлн параметров.

Всего за два месяца с момента своего публичного запуска в ноябре 2022 года ChatGPT собрал около 100 млн активных пользователей в месяц и зарекомендовал себя как ценный источник в сфере технической информации. Ученых заинтересовал вопрос, сможет ли искусственный интеллект давать личные рекомендации пользователям. Обученный работе с текстом, ChatGPT может дать совет на любую тему: отвечает на вопросы о праве, медицине, истории, географии, экономике и других областях знаний, может помочь в программировании или рассказать, например, как поменять тормозную жидкость в автомобиле.

Исследование показало, что человек, который просит совета, с большей вероятностью прислушается к нему, если почувствует сопереживание и поддержку от собеседника. Более того, зачастую в личных темах не бывает универсального правильного ответа, поэтому от консультанта требуется навык здравого суждения.

Искусственный интеллект ChatGPT не программировали на проявление чуткости, этики и формирование здравых суждений. Однако его обучали предсказывать следующее наиболее вероятное слово в предложении. Более ранняя версия ChatGPT (модель GPT 3.5 Turbo) не так хорошо справлялась с предоставлением личных советов. И проблема заключалась в том, что он не удовлетворял эмоциональные потребности пользователя, при этом демонстрируя лучшее понимание ситуации, чем сами пользователи.

Последняя версия ChatGPT, использующая GPT-4, умеет давать несколько ответов на один и тот же вопрос, после чего они могут дать обратную связь чат-боту, указав, какой ответ понравился им больше. Это учит искусственный интеллект генерировать более социально приемлемые ответы и проявлять эмпатию к пользователям.

Исследователи провели эксперимент, чтобы узнать, кто, по мнению пользователей, проявляет больше эмпатии в конкретной ситуации: ChatGPT или люди. Ученые случайным образом отобрали 50 вопросов о личных дилеммах из десяти известных колонок советов, охватывающих широкий спектр тем, включая взаимоотношения, этические дилеммы, проблемы управления, проблемы конца жизни и другие повседневные проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

400 участников эксперимента знакомились с проблемой и ответами, предложенными ChatGPT и профессиональным консультантом, не зная, откуда был получен каждый из ответов. Около 300 участников восприняли советы искусственного интеллекта как более сбалансированные, полные, полезные и чуткие по сравнению с советами специалиста. Хотя участники не смогли отличить ответ искусственного интеллекта от ответа консультанта, большинство ответили, что при возникновении проблемы предпочли бы получить консультацию от человека.

Как предположили ученые, это связано с общепринятым мнением, что искусственный интеллект не способен к сопереживанию и сочувствию. В будущем специально разработанные чат-боты могут быть использованы для усиления психотерапии. Возможно, советы искусственного интеллекта будут использовать и колумнисты для улучшения своей работы.

До этого ученые опубликовали результаты исследования, согласно которым искусственный интеллект способен улучшить врачебную диагностику и лечение депрессии. В ходе эксперимента искусственный интеллект демонстрировал большую точность в подборе лечения в соответствии с клиническими рекомендациями. Кроме того, в системах ChatGPT не было обнаружено заметных отклонений, связанных с полом и социально-экономическим статусом.