Новости

Ученые выяснили, как мозг управляет смешанными эмоциями

Для оценки чувств психологи часто используют шкалу от одного до 9, где один — самое негативное, а 9 — самое позитивное значение, в научных исследованиях, считая эмоции либо положительными, либо отрицательными, но никогда и теми и другими одновременно. Ученые иногда определяют эмоции как состояния мозга и тела, которые побуждают вас к чему-то или отстраниться от чего-то. Обычно люди определяют их как положительные или отрицательные.

Если человек идет по лесу и видит медведя, его пульс и дыхание учащаются, вызывая желание убежать, что, скорее всего, поможет принять решение, которое сохранит ему жизнь. Многие ученые назвали бы эту реакцию страхом. Аналогичным образом теплые чувства к близким людям вызывают желание оставаться рядом с ними и развивать эти отношения, укрепляя социальные связи.

Этот подход к эмоциям объясняет, почему они развивались и каково их влияние на принятие решений. Ученые применяют его как руководящий принцип, пытаясь разобраться в биологических процессах, лежащих в основе эмоций.

Но смешанные чувства не вписываются в эти рамки. Если противоположные биологические системы подавляют друг друга, а эмоции имеют биологическую основу, нельзя испытывать противоположные чувства в один и тот же момент.

Основные методы измерения чувств по-прежнему рассматривают положительные и отрицательные эмоции как противоположные стороны спектра. Но ученые обнаружили, что участники исследования часто сообщают о смешанных эмоциях. Например, люди, принадлежащие разным культурам, описывают ностальгию и благоговение одновременно как положительные и отрицательные эмоции.

Одна исследовательская группа обнаружила, что физиологические реакции добровольцев, такие как частота сердечных сокращений и кожная проводимость, демонстрируют уникальные закономерности во время переживаний, которые одновременно вызывают отвращение и смех, по сравнению с каждой из этих категорий в отдельности. Это означает, что реакции отвращения и веселья действительно происходят одновременно, создавая нечто новое.

Исследование, в котором для изучения реакции мозга на плоский юмор использовалась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), не выявило паттерна мозговой активности, который бы отличался от простого отвращения. Состояние мозга людей, испытывающих одновременно отвращение и веселье, отражало только отвращение, что не является уникальным паттерном для смешанного чувства.

Но фМРТ-исследования обычно основаны на усреднении активности мозга. Главный вопрос — что происходит в мозге с течением времени, испытывают ли люди смешанные эмоции или колеблются между позитивными и негативными.

Возможно, рассматривая усредненные данные активности мозга, ученые получают картину, которая очень похожа на одну эмоцию, в данном случае отвращение, но упускают важную информацию о том, как активность меняется или остается неизменной от секунды к секунде. Чтобы разобраться в этом вопросе, было проведено исследование, целью которого было выяснить, связаны ли смешанные эмоции с уникальным состоянием мозга, которое сохраняется с течением времени.

Находясь в аппарате МРТ, участники смотрели анимационный короткометражный фильм о том, как молодая девушка при поддержке своего отца всю жизнь стремится стать астронавтом. В конце ее отец умирает. После сканирования те же испытуемые повторно просмотрели видео и отметили моменты, когда они испытывали положительные, отрицательные и смешанные эмоции.

Ученые обнаружили, что смешанные эмоции не демонстрируют уникальных, последовательных паттернов в более глубоких областях мозга, таких как миндалина, которая играет важную роль в быстрой реакции на эмоционально важные объекты. Поразительно, но в инсулярной коре — части мозга, которая соединяет более глубокие области мозга с корой, — наблюдались последовательные и уникальные паттерны как для положительных, так и для отрицательных эмоций, но не для смешанных.

Этот результат означает, что для миндалины и инсулярной коры положительные и отрицательные эмоции являются взаимоисключающими. Однако при этом наблюдались уникальные закономерности в таких областях коры, как передняя поясная мышца, которая играет важную роль в обработке противоречий и неопределенности, и вентромедиальная префронтальная кора, которая важна для самоконтроля и сложного мышления.

Эти участки коры головного мозга, выполняющие более сложные функции, по-видимому, представляют собой гораздо более сложные состояния, позволяющие человеку испытывать смешанные эмоции. Такие области мозга, как передняя поясная и вентромедиальная префронтальная кора, интегрируют множество источников информации, что очень важно для формирования смешанных эмоций.

Эти выводы согласуются с тем, что известно ученым о развитии мозга и эмоциональной сферы, а также с данными о том, как развитие этих областей мозга приводит к более совершенной эмоциональной регуляции и пониманию. Интересно, что дети начинают понимать и сообщать о смешанных эмоциях когда становятся старше.

Смешанные чувства представляют интерес для изучения, в частности, из-за их потенциальной роли во время важных жизненных событий. Иногда смешанные эмоции помогают справиться с серьезными жизненными переменами и превращаются в яркие воспоминания. Например, вы можете испытывать как положительные, так и отрицательные чувства, когда ваши друзья устраивают большую вечеринку в честь вашего переезда в другой город, потому что нашли работу вашей мечты.

В других случаях смешанные эмоции являются постоянным источником страданий. При расставании с романтическим партнером все положительные чувства по отношению к нему автоматически не исчезнут и расставание принесет некоторую боль.

Лучшее понимание смешанных эмоций может помочь людям убедиться, что такие сильные чувства становятся воспоминаниями, которые помогают им развиваться, вместо того чтобы превращаться в тягостное прощание, которое они не могут пережить.

В другом исследовании ученые из Дартмута определили области мозга, участвующие в регуляции эмоций, и изучены нейрохимические взаимодействия, влияющие на наши эмоциональные реакции. Полученные результаты, имеющие потенциальные клинические последствия, подчеркивают важность сочетания психологических и фармацевтических подходов в лечении психических заболеваний.