Впервые ученые определили место в мозге, где возникает любопытство. Эти знания помогают лучше понять функционирование мозга и могут привести к разработке методов лечения состояний, при которых отсутствует любопытство, например хронической депрессии.
Исследователи Колумбийского университета в США использовали функциональную магнитно-резонансную томографию (фМРТ) для измерения уровня кислорода в различных частях мозга, чтобы определить, насколько загружена каждая область в любой момент времени. «Впервые мы можем связать субъективное чувство любопытства к информации с тем, как ваш мозг представляет эту информацию», — говорит нейробиолог Жаклин Готтлиб.
В ходе исследования 32 участникам показывали специальные изображения, называемые тексоформами, где знакомые предметы и животные были искажены в разной степени. Добровольцы должны были оценить свою уверенность и любопытство в определении предмета каждой тексоформы.
Затем оценки участников сопоставили с результатами фМРТ-сканирования. Заметная активность была обнаружена в трех областях мозга: затылочно-височной коре (связанной со зрением и распознаванием объектов), вентромедиальной префронтальной коре или vmPFC (которая управляет восприятием ценности и уверенности) и передней поясной коре (используется для сбора информации).
По словам ученых, vmPFC, вероятно, действует как своего рода неврологический мост между уровнями уверенности, регистрируемыми затылочно-височной корой, и субъективными чувствами любопытства, почти как триггер, сообщающий нам, когда проявлять любопытство. Чем менее уверены добровольцы были в отношении предмета изображения, тем больше они были любопытны.
«Эти результаты показывают, как перцептивный входной сигнал преобразуется последовательными нейронными представлениями, чтобы в конечном итоге вызвать чувство любопытства», — говорят исследователи.
Помимо потенциальной терапевтической ценности, исследователи также хотят изучить, как эти результаты могут быть применены к другим типам любопытства, выходящим за рамки распознавания образов, например любопытству к мелочам и фактам или социальному любопытству к действиям других людей.
«Любопытство имеет глубокие биологические корни, — говорит Готлиб. — Человеческое любопытство отличается тем, что оно побуждает нас исследовать гораздо более широко, чем других животных, и часто просто потому, что мы хотим что-то узнать, а не потому, что мы ищем материального вознаграждения или выгоды для выживания».
Другое исследование показало, что нейроны, которые активируются в области мозга, отвечающей за память, во время сна не только возвращаются к прошлым воспоминаниям, но и могут предвидеть будущие события. Эти нейроны прогнозируют возможные действия и ситуации, которые еще не произошли, выполняя своего рода репетицию будущих сценариев.