Новости

Успех в бизнесе — это в основном удача, утверждает новое исследование

Фото: iStock

Не стоит пытаться повторить чужие истории успеха: чаще всего дело не в правильной последовательности действий, а в исключительной удаче. К такому выводу пришел профессор Кембриджского университета Ченгвей Лиу.


Самые быстрорастущие компании — например, из списка Fortune 100 Fastest Growing Companies, — обычно привлекают внимание инвесторов, СМИ и общественности. Но Лиу обнаружил, что их высокие показатели в большинстве своем случайны.

Лиу выяснил, что компании с самыми высокими текущими темпами роста (более 34% в год) имеют значительно более низкие ожидаемые темпы роста в следующем году, чем фирмы с высокими, но менее экстремальными (от 32% до 34%). Он заключил, что «лидеры» роста не только удачливей остальных, но и почти всегда впоследствии предсказуемо оказываются хуже, чем те, кого они однажды опередили.

Он также заметил, что 16 из 50 компаний, упоминаемых в качестве примеров успеха в американских бизнес-бестселлерах, в итоге закончили крахом, а 23 перестали быть лидерами в своих отраслях и показывали средние показатели. Только пять из оставшихся 11 фирм сохранили прежний уровень.

Ту же ситуацию Ченг Лиу заметил и в других областях, например, в музыке. Проанализировав американские музыкальные чарты с 1980 по 2008 год, Лиу выяснил, что исполнители, оказавшиеся в топ-20, крайне редко повторяли успех. В следующий раз их альбомы и синглы оказывались уже в районе 40-го места. Зато те, кто находился в диапазоне от 22 до 30 места, чаще всего задерживались там со своими композициями надолго.

Лиу уверен, что попытка повторить или распространить на других рецепт чьего-то головокружительного успеха — ложная стратегия. Чаще всего это было просто удачей, а не закономерностью. Чтобы достичь настоящего благополучия, лучше равняться на стабильных «вторых» и «середняков», а не на неожиданных «лидеров», считает профессор.

Лиу отмечает, что неработающие «формулы успеха» все еще очень популярны в СМИ и образовательной среде. Он объясняет это фундаментальным парадоксом человеческой психологии: чем более непредсказуемым становится мир, тем больше людей пытаются найти себе простые и «гарантированные» решения, а также яркие образцы для подражания.