Российский предприниматель, создатель «ВКонтакте» и Telegram Павел Дуров опубликовал в своем Telegram-канале пост, в котором высказался об ограничениях свобод, слежке мировых корпораций и централизации интернета.
«Обычно мы предполагаем, что мир с каждым годом становится лучше. Но когда дело доходит до личных свобод, все наоборот. Большинство исследований показывают, что человечество сейчас менее свободно, чем несколько лет назад», — написал Дуров.
По его словам, 20 лет назад у нас был децентрализованный интернет и относительно неограниченная банковская система, однако сегодня Apple и Google подвергают цензуре информацию и приложения на наших телефонах, в то время как Visa и Mastercard ограничивают количество товаров и услуг, за которые мы можем платить.
«Каждый год мы уступаем больше власти и контроля над своей жизнью горстке безответственных руководителей корпораций, которых мы не выбирали, — написал Дуров. — Большинство из нас охотно носят с собой устройства слежения — наши телефоны — и позволяют корпорациям использовать наши личные данные для нацеливания на нас контента, который отвлекает нас некачественными развлечениями. В отличие от 20 лет назад, сейчас мы окружены камерами наблюдения, которые в таких странах, как Китай, используют искусственный интеллект, чтобы никто не мог спрятаться».
В своем посте основатель Telegram также напомнил, что в 2017 году Китай обогнал США как крупнейшую экономику в мире по покупательной способности, продемонстрировав миру, что индивидуальные свободы не требуются для экономического развития. «Глядя на успех Китая, все больше стран становятся авторитарными, ограничивая основные права человека, такие как свобода слова, передвижения и собраний».
«Кто это исправит?» — спрашивает Дуров.
По словам предпринимателя, наиболее активные и творческие умы нашего поколения слишком заняты производством цифрового контента, который держит всех остальных прикованными к своим устройствам. Остальные же слишком отвлечены обилием дешевых цифровых развлечений, чтобы критически оценить тенденцию и принять меры, считает он.
«Наблюдая за этим, мне интересно, что станет наследием нашего поколения. Войдем ли мы в историю как те, кто позволил свободным обществам превратиться в мрачные кошмары? Или нас будут помнить как тех, кто защищал свободы, за которые предыдущие поколения так упорно боролись?» — заключил он.