Руководство Tesla сообщило сотрудникам, что недавние увольнения, сократившие некоторые отделы на 20% и затронувшие даже высокопроизводительных сотрудников, были вызваны в основном плохими финансовыми показателями, рассказал TechCrunch источник, знакомый с ситуацией. Об увольнениях было объявлено сотрудникам всего за неделю до того, как Tesla должна отчитаться о своих доходах за первый квартал.
Этот шаг был предпринят в связи с тем, что за последние несколько кварталов маржа прибыли Tesla сократилась, что стало результатом ценовой войны, продолжающейся уже не менее года. В 2023 году компания поставила рекордные 1,81 млн автомобилей. Однако ее прибыль снизилась после того, как Tesla неоднократно снижала цены, пытаясь поднять продажи и обойти конкурентов.
Tesla сообщила сотрудникам, что более 10%, или около 14 тыс. работников, будут уволены во всей глобальной организации, которая работает в США, Европе и Китае. В своем официальном заявлении Tesla назвала увольнения «реструктуризацией всей компании». Увольнения, затронувшие сотрудников всех отделов и уровней, были проведены для сокращения расходов и повышения производительности, чтобы подготовиться к следующему этапу роста, согласно внутреннему электронному письму генерального директора Илона Маска.
Многие из уволенных сотрудников были высокопроизводительными. Один из анонимных источников выразил шок по поводу количества сокращенных талантливых сотрудников и отметил, что многие из них работали над проектами, которые занимали более низкое место в списке приоритетов Tesla. Источник отказался уточнить, над какими именно проектами.
По словам анонимных источников, в некоторых отделах сократили не только 10% сотрудников, о которых говорилось в письме, разосланном по всей компании. Один из руководителей рассказал, что под сокращение попали 20% сотрудников, некоторые из них были действительно достойными специалистами.
Увольнения произошли на фоне того, что Маск продолжает менять траекторию развития компании в сторону создания полностью самоуправляемых автомобилей. Недавно Tesla отказалась от планов по созданию более дешевого EV, который будет продаваться в розницу по цене около $25 тыс., предпочтя использовать базовую платформу, разрабатываемую для предполагаемого роботакси, которое, по словам Маска, дебютирует 8 августа.
По словам его биографа Уолтера Айзексона, ранее Маск пытался определить приоритетность проекта по созданию роботакси. В 2022 году он сказал сотрудникам, что хочет «экологическое роботакси» без руля и педалей. Ведущий дизайнер Tesla Франц фон Хольцхаузен и вице-президент по инженерным вопросам Ларс Морави держали в секрете проект бюджетного EV и в конце концов убедили его сделать оба автомобиля — так было до недавнего времени, пока не стало известно, что Маск изменил свое решение.
Два высокопоставленных руководителя — Дрю Баглино, вице-президент Tesla по силовым агрегатам и энергетике, и Рохан Патель, вице-президент по государственной политике и развитию бизнеса, — также покинули компанию.
Патель сообщил, что решил покинуть Tesla из-за больших общих изменений в компании. Он отказался уточнять детали. В своем сообщении он отметил: «Мне лучше не строить догадок, Tesla будет сильнее, чем когда-либо, а перемены — это хорошо».
Баглино сказал, что после 18 лет работы пришло время покинуть Tesla. «Я доволен тем результатом, которого мне удалось достичь, моя команда лидеров сильна, энергетические предприятия, за которые я отвечал, работают хорошо», — сказал он.
«Баглино отвечал за электроприводы и проекты по созданию новых батарей, и есть ощущение, что на данный момент не так много инноваций, которые были бы устойчивыми, и, вероятно, поэтому Баглино уходит», — предположил Сандип Рао, глава отдела исследований лондонской финансовой компании Leverage Shares.
Уход Баглино состоялся всего через несколько месяцев после того, как предыдущий финансовый директор Tesla Закари Киркхорн покинул свой пост. В январе Маск написал на сайте X, что хотел бы иметь около 25% голосующих акций Tesla, чтобы полностью сосредоточиться на компании, а не на других своих предприятиях, и помочь производителю электромобилей стать лидером в области искусственного интеллекта и робототехники.
Ранее Илон Маск заявил, что Tesla увеличивает компенсационные пакеты для разработчиков искусственного интеллекта. Эта мера предпринята в связи с тем, что компания OpenAI пытается переманить работников Tesla, предлагая им высокую оплату труда.