В Госдуму поступил законопроект, в котором указывается, что комплексы автоматической фиксации нарушений на дорогах должны принадлежать только федеральным или региональным властям. Авторы законопроекта аргументируют свое решение тем, что владельцы частных камер часто неправильно устанавливают приборы для увеличения числа штрафов с автовладельцев, рассказал «Коммерсантъ».
Такой законопроект о поправках в ст. 2.6.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ разработали парламентский вице-спикер Игорь Лебедев и другие депутаты фракции ЛДПР. Депутаты предлагают добавить к статье примечание, что комплексы фиксации правонарушений должны находиться в федеральной собственности или принадлежать субъектам РФ, также, как их порядок определения мест установки и характеристик.
Авторы законопроекта поясняют его актуальность заинтересованностью частных концессионеров «увеличением количества выявленных правонарушений», что, по их мнению, приводит к намеренной установке камер «некорректно по отношению к дороге» и «искусственном завышении показателя погрешности» техники. Кроме того, нарекания депутатов вызвала и практика установки комплексов в местах, где автомобилисты «часто допускают незначительное нарушение скоростного режима».
Это не первая инициатива такого рода, вносимая в Госдуму. Так, в прошлом месяце похожий законопроект в парламентский орган уже вносили глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, его заместитель Виталий Ефимов и первый заместитель главы парламентского комитета по госстроительству Вячеслав Лысаков. Между двумя законопроектами, в то же время, существуют и заметные различия. Представленный комитетом по транспорту законопроект оговаривал, что «решения об установке и использовании» автоматических камер принимают федеральные, региональные власти и органы местного самоуправления. Однако, в комментарии изданию, господин Лысаков пояснил, что формулировка предназначена для «исключения из процесса частных лиц».
Камеры частных владельцев начали устанавливать в стране с 2013 года. Согласно данным ГИБДД, на текущий момент на российских автотранспортных магистралях действуют 12 тыс. стационарных и 3,8 тыс. мобильных комплексов фиксации нарушений. Всего в 2018 году суммарные доходы владельцев камер в регионах превысили 3,4 млрд руб.
Так, в Москве около 500 камер типа «Автоураган» принадлежат компании «Алагер», а ЦОДД арендует их по госконтракту. В Московской области с 2016 года работает в рамках концессии компания «МВС Груп», которая получает с каждого оплаченного штрафа 233 руб. В 2018 году система фиксации нарушений Подмосковья вынесла постановлений на сумму 4,6 млрд руб., 70% или 3,2 млрд руб. из них было оплачено, что принесло концессионеру доход в размере 3,1 млрд. руб.
В Тамбовской области с каждого оплаченного штрафа концессионер получает 243 руб., а в Курганской области от 149 до 345 руб. В Астраханской области работает ПАО «Ростелеком», который получил в прошлом году от 150 комплексов фиксации правонарушений почти 40 млн руб., при этом в пользу бюджета региона удалось собрать 188,4 млн руб. В 2019 году концессионером стал и «Вайнах Телеком», вложивший в Чечне 145 млн руб. в 101 рубеж контроля нарушений ПДД. А в Татарстане, как и в Москве, камеры принадлежат компании «Автодория», а местный ЦОДД их только арендует.
Однако, не всегда штрафы, выписанные такими комплексами, принадлежащими частным лицам, оказываются верными. К примеру в 2018 году 38 тыс. штрафов было выписано в результате ошибки комплексов. При этом иногда ошибки бывают злоумышленные. В Краснодарском крае в 2013 году была выявлена преступная схема, когда в постановления вносились изменения с помощью специального софта, а автовладельцы получали штрафы за несуществующие нарушения. «Приоритет частника — заработать на нарушителях, а государства — снизить уровень аварийности»,— прокомментировал ситуацию Дмитрий Ионин, член комитета Госдумы по транспорту.
Власти уже некоторое призывают «навести порядок» в сфере регистрации автомобильных правонарушений. На заседании Госсовета по развитию автодорог, президент страны Владимир Путин призвал «не прятать камеры на опасных участках», хотя при этом он не упоминал прямо частные комплексы фиксации, Также еще в феврале 2019 года этот вопрос поднимал вице-премьер Максим Акимов, говоря о грядущем пересмотре принципов государственно-частного партнерства в этой области.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram: @incnews