Новости

В травяных аюрведических препаратах нашли в 27 раз больше свинца, чем может быть безопасно для человека

Случай отравления свинцом в результате употребления аюрведических препаратов демонстрирует значимость истории болезни для диагностики и необходимость сотрудничества в области общественного здравоохранения для предотвращения подобных рисков.

Статья в журнале Canadian Medical Association Journal рассказывает о случае отравления свинцом в результате приема аюрведических препаратов у молодой женщины и о сложности диагностики этого редкого заболевания. «Учитывая, что свинцовое отравление встречается редко, а его проявления неспецифичны, пациенты часто посещают множество медицинских учреждений, прежде чем будет поставлен диагноз, — пишет доктор Джулиан Гительман из Школы общественного здоровья Далла Лана при Университете Торонто с соавторами. — Тщательное изучение истории заражения необходимо для постановки диагноза».

Аюрведическая медицина, также известная как аюрведа, — одна из старейших в мире систем народного лечения, возникшая в Индии более 3 тыс. лет назад. Она основана на убеждении, что здоровье и хорошее самочувствие зависят от баланса между разумом, телом и духом. Аюрведа подчеркивает важность поддержания этого баланса с помощью диеты, лечения травами, медитации, йоги и других жизненных практик. Ее подход к здоровью учитывает уникальную конституцию или «дошу» человека, направленную на лечение первопричины симптомов и обеспечение долгосрочного благополучия.

Пациентка, 39-летняя женщина, 3 раза за 6 недель обращалась в отделение неотложной помощи по поводу болей в животе, запоров, тошноты и рвоты. При третьем посещении она была госпитализирована в связи с анемией и возможным желудочно-кишечным кровотечением. Многочисленные инвазивные исследования не выявили причину ее симптомов.

На повторном приеме через несколько недель она рассказала, что более года ежедневно принимала аюрведические препараты для лечения бесплодия. Уровень свинца в ее крови был высоким — 55 мкг/дл, в то время как нормальный уровень составлял менее 2 мкг/дл. Пациентка прекратила прием аюрведических препаратов и начала хелатную терапию. Уровень свинца в крови снизился, и симптомы прошли.

После того как был поставлен диагноз «отравление свинцом», медицинская команда связалась со службой общественного здравоохранения Онтарио (PHO), которая проверила 17 различных образцов таблеток, предоставленных пациенткой. После того как анализ выявил высокий уровень свинца в большинстве таблеток, PHO привлекло местный отдел общественного здравоохранения, Toronto Public Health, и Министерство здравоохранения Канады, которое регулирует медицинские препараты.

В результате совместного расследования в аюрведической клинике были изъяты сотни таблеток из-за несоответствия требованиям Положения о натуральных медицинских продуктах. И Министерство здравоохранения Канады, и Общественное здравоохранение Торонто выпустили общественные рекомендации, предупреждающие людей о том, что продукция этого конкретного предприятия представляет опасность для здоровья.

Авторы подчеркивают важность общения и сотрудничества между клиницистами и общественным здравоохранением для минимизации риска для здоровья, связанного с содержанием свинца в потребительских товарах. «Недавний систематический обзор сообщений о случаях отравления свинцом показал, что традиционные или травяные лекарства являются распространенной причиной, — пишут авторы. — Тяжелые металлы иногда намеренно добавляются для придания им целебных свойств.

«Когда потребительские товары возможно загрязнены свинцом или когда воздействие свинца связано с другими источниками в обществе, привлечение общественного здравоохранения может способствовать более широким мерам по снижению и предотвращению воздействия на других людей, подверженных риску», — заключают они.

Новое исследование, проведенное учеными из Института устойчивого питания при Университете Шеффилда, показало, что страны, которые не придерживаются рекомендуемых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) ограничений уровня содержания мышьяка в воде, подвергают риску серьезных проблем со здоровьем около 32% мирового населения. Особенно это касается стран с низким и средним уровнем дохода.