Законопроект конкретизирует случаи, когда компания не сможет уменьшить налог или получить вычет, сделка должна быть подтверждена документами, в которых стоит подпись уполномоченного лица. Затраты или сделки, не подтвержденные такими документами, налоговики учитывать не будут. Также законопроект запрещает учитывать операции, основная цель которых — неуплата налогов.
Последнюю версию проекта ко второму чтению 10 февраля обсудит экспертный совет бюджетного комитета Госдумы. Об этом изданию сообщили федеральный чиновник и три участника совета. Поправки должны закрепить нормы недобросовестного поведения, рассказал газете федеральный чиновник, отметивший, что закрепление норм в налоговом кодексе позволит бороться с компаниями-однодневками.
Сейчас правила закреплены в судебной практике, котоую начал формировать Высший арбитражный суд (ВАС), пленум которого в 2006 году принял постановление №53, описывающее четкие критерии необоснованности выгоды. В том же году рассматривался и другой вариант — закрепить новые правила в Налоговом кодексе. В 2014 году ВАС был ликвидирован и дискуссия о необоснованной выгоде возобновилась. Проект поправок в Налоговый кодекс был внесен в Госдуму весной 2014 года. Правительство его не поддержало, указав на коррупционные риски и расширение полномочий налоговиков. В апреле 2015 года председатель комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров и член Совета Федерации Ефим Малкин внесли новую редакцию проекта, которую Госдума приняла в первом чтении.
Многие юристы считают, что постановления пленума Высшего арбитражного суда и выбранной на его основе практики достаточно, пишут «Ведомости». Лучше дать разъяснение судам через Верховный суд, чем вписать поправки в кодекс, считает член экспертного совета ТПП Максим Хвалибов. При этом формально на постановление ВАС налоговики ссылаться не могут, рассказал изданию руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин. Последний раз Верховный суд в споре налоговиков с ООО «Центррегионуголь» указывал, что дефекты подписей при реальности операций не лишают права вычесть НДС и учесть расходы по налогу на прибыль, напомнил управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин. Директор поставщика может отказаться от своей подписи на документе, несмотря на то, что все работы по контракту уже были выполнены.
Бизнес опасается общего запрета на операции, которые нацелены на занижение налогов. Даже у подозрительных сделок могут быть деловые цели, рассказал изданию юрист крупной международной компании. Сейчас, рассказывает Вадим Зарипов из «Пепеляев групп», если целью была экономия на налогах, то постановление ВАС не запрещает учитывать такую сделку, а лишь переквалифицирует её, чтобы определить налоговую нагрузку исходя из реальной операции. Старший юрист Herbert Smith Freehills Сергей Еремин опасается, что налоговики будут отказывать в вычетах и расходах по формальным признакам, без анализа наличия или отсутствия схемы ухода от налогов.