Минэкономики хочет создать «виртуальные» экономические зоны для IT-компаний и туроператоров
Минэкономики предложило предоставить льготы экспортерам услуг — в частности, создать особые «виртуальные» экономические зоны для технологических компаний и туроператоров. К концу 2024 года внешние поставки услуг должны вырасти до $100 млрд — такое требование содержится в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт».
Минэкономики подготовило проект «Стратегии развития экспорта услуг на период до 2025 года». Его хотят внести в правительство 1 марта, пишет «Коммерсантъ».
В рамках нацпроекта наибольший вес в суммарном экспорте должны получить транспортные услуги ($28,18 млрд), деловые услуги и плата за пользование интеллектуальной собственностью ($27,31 млрд), поездки ($15,47 млрд), телеком и IT-услуги ($10,8 млрд). Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха должны обеспечить $0,75 млрд.
Для роста показателей экспортерам услуг необходимо предоставить налоговые льготы, считают в Минэкономике. В частности, бизнесу хотят дать налоговый вычет в 200% по расходам на дизайн упаковки, сертификацию, исследования рынка и продвижение за рубежом. Также компании смогут получить нулевую ставку НДС при торговле услугами и результатами интеллектуальной собственности, местом реализации которых признана Россия. Налог на прибыль тоже предлагается снизить до нуля.
Меры различаются в зависимости от сферы бизнеса. Например, для развития туристической сферы Минэкономразвития предлагает выдачу электронных виз, создание виртуальной особой экономической зоны (ОЭЗ) для туроператоров и расширение системы tax free. IT-компаниям также предложат виртуальную ОЭЗ, а страховщикам — либерализацию доступа на рынки других стран ЕАЭС, возможность страхования имущества нерезидентов в России снижение нормы резервов для банков и другие преференции.
Ранее из предварительного исследования ассоциации «Руссофт» стало известно, что экспорт российского софта и IT-услуг в 2018 году рос быстрее продаж на внутреннем рынке и превысил их. При этом продажи услуг в России и за пределами страны росли быстрее продаж продуктов, выяснили в ассоциации: 26% против 12%.